И едешь час, и два, день целый…
А. Грибоедов, Горе от ума
Лето – лучшее время для того, чтобы посетить Музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита», где на фоне большого парка раскинулась небесно-голубая красивейшая усадьба, в которой юный поэт впитывал впечатления, позднее нашедшие отражение в комедии «Горе от ума».
«Кто хочет понять поэта, должен отправиться на его родину», – справедливо замечал Гёте. Но, когда речь заходит об Александре Сергеевиче Грибоедове, совет великого классика воплотить в жизнь не так уж и просто. Выдающийся драматург, музыкант и дипломат родился в Санкт-Петербурге, служил на Кавказе, погиб в Тегеране – куда же ехать? Но есть на Смоленщине, недалеко от Вязьмы, небольшой уголок, тесно связанный с его творчеством, – «Хмелита», родовая усадьба, во владение которой семейство вступило с первой половины XVII столетия. Построенный во второй четверти XVIII века замечательный архитектурный ансамбль (изысканный бело-голубой господский дом с лучковым фронтоном и четырьмя флигелями в стиле елизаветинского барокко, по предположению, спроектированный учеником Растрелли) сегодня отреставрирован, сохранилась и церковь-усыпальница, по-прежнему шумит и зеленеет прекрасный регулярный парк. Прекрасный музейный комплекс готов встречать гостей, которые могут запланировать визит, заглянув на сайт музея-заповедника.
Наследие Грибоедова неразрывно связано с «Хмелитой». Первыми хранителями памяти о нем стали его родственники, друзья и знакомые, соседи и, конечно, кузина Елизавета Алексеевна Паскевич (Элиза, как звали её в домашнем кругу). Самое раннее упоминание в печати об усадьбе как о месте пребывания Александра Сергеевича сделано будущим историком и издателем журнала «Русская старина» М.И. Семевским: в 1856 году в «Москвитянине» вышла статья «Несколько слов о фамилии Грибоедовых», в которой сообщались сведения о предках матери поэта, его сестре Марии Сергеевне, приводились краткие данные о сохранившихся реликвиях и господском доме.
Здесь юный поэт вместе с матерью проводил летние месяцы. Тогда это было имение его дяди, ставшего прообразом Фамусова в «Горе от ума». Там же Саша познакомился с семьями будущих декабристов – Пестеля, Каховского, Одоевского, Муравьева, а также встретился с И.Д. Якушкиным, впоследствии видным деятелем декабристского движения (и, как утверждали некоторые современники, прототипом Чацкого). Он вдосталь насмотрелся провинциальных нравов: «Бабушка нарядила барышень на бал, покрыв букетами пестрых крупных цветов в таком количестве, что они казались ходячими клумбами», – с иронией вспоминала одна из посетительниц грибоедовских вечеров. Многие замечания, анекдоты, наблюдения нашли отражение в бессмертной комедии, и читатели не оставляли надежд раскрыть, кто из реальных людей скрывается под масками персонажей.
Но сам автор решительно опровергал предположение о прототипах. Однако ему не верили, ведь всем был известен его острый язык и оригинальность. Крепостные «Хмелиты» были убеждены, что это благодаря ему в саду появилась персидская сирень, полы украсились восточными коврами, и даже алмаз «Шах», привёзенный из Тегерана, занял место в тайниках усадьбы. Несмотря на нелепость этих утверждений, крестьяне помогли воссоздать некоторые детали жизни поэта в дядюшкином доме. Так, по воспоминаниям некоего Прокопа была восстановлена комната Саши: мемориальный стол, обитый сукном, соседствует с типичными для той эпохи предметами. Здесь и бронзовые часы с мифологическим сюжетом, и старинная мебель, и книги, входившие в круг обычного дворянского чтения, – Мольер, Гёте, Шиллер, Виланд, путешествия, исторические сочинения и др.
В музее широко представлены портреты Грибоедова – живописные, графические и т.д. Экспозиция малого аванзала открывается его портретом работы Евсея Моисеенко 1956 года (прижизненных изображений Александра Сергеевича почти не сохранилось). Каждая из анфилады комнат посвящена своей теме. Большой аванзал оформлен предметами, относящимися к Персии и Кавказу. Парадные залы напоминают о балах и приемах и их гостях – возможно, ставших прототипами Софьи и Молчалина, Скалозуба и Фамусова. Так, в 2008 году на втором этаже главного дома-дворца открыли новую экспозицию «В гостях у А.С. Грибоедова и героев его комедии «Горе от ума». В комнате Элизы книжный шкаф хранит дамский альбом начала XIX века, модные романы – мадам Жанлис и Руссо. В кабинете дяди Алексея Федоровича интересны старинные напольные часы фирмы «Нортон». Голубая гостиная, зеленый зал, будуар, столовая – всё предстанет перед глазами гостей музея-заповедника, одного из самых примечательных мест Смоленщины.
Последняя хозяйка «Хмелиты» Варвара Гейден, жена предводителя губернского дворянства, стала первым серьезным собирателем материалов для будущего музея. После национализации усадьба превратилась в «Народный дом», потом в школу, библиотеку и даже склад для удобрений. Во время Великой Отечественной войны комплекс получил значительные повреждения, затем долгие годы оставался на консервации, тем не менее, продолжая разрушаться и пережив страшный пожар в 1954 году. В 1960-е известный архитектор и реставратор Петр Барановский вместе с основателем и первым генеральным директором музея Виктором Евгеньевичем Кулаковым начал собирать экспозицию. В 1970 году, к 170-летию Грибоедова, секция архитектуры и искусства центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры внесла предложение о создании в Хмелите музея великого литературного деятеля (трудно поверить, но до тех пор автор «Горя от ума» не был представлен на мемориально-музейной карте страны). Удивительно, но до 1983 года этот вопрос так и не был решен, когда в печати с тем же предложением выступил академик Д.С. Лихачев. Музей же открылся еще позднее – в 1990 году.
Сейчас музей-усадьба занимает территорию почти 25 гектар. Кроме барского дома с четырьмя флигелями и регулярным парком с системой прудов в комплекс входят ещё несколько усадеб разной степени сохранности – «Богородицкое» (а также Мемориал «Богородицкое поле» – место поклонения памяти воинов Красной Армии), «Григорьевское», «Городок» (родовое имение адмирала П.С. Нахимова), «Косткино», «Никольский сад» (где в ранние годы работал врачом М.А. Булгаков) и др. В фондах музея – много интересного для исследователя: коллекция редкой книги, предметы искусства, фотографии, рукописи. Есть даже собственный концертный зал, где выступают студенты академического Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Ознакомиться с программой мероприятий можно также на сайте.
Добраться до музея можно по железной дороге: от станции Вязьма, далее – общественным транспортом или такси до села Хмелита.
Дарья СЕМЁНОВА