Талант – материя загадочная, и, порой, абсолютно необъяснимая. Почему кому-то хорошо удаётся что-то одно, а кто-то способен выражать себя в разных видах творчества? Разгадать эту загадку окончательно, скорей всего, неподвластно простому человеческому уму. А вот насладиться подлинным искусством и увидеть красоту в гармонии вполне достижимо. И, о счастье, столичные учреждения культуры предлагают множество вариантов для удовлетворения наших эстетических потребностей.
Июль, например, в этом году у меня был связан с Италией, с её атмосферой, запахом и вкусом. Причем, прочувствовать всё это удалось, не выезжая за пределы Москвы. В галерее Фонда Андрея Чеглакова весь месяц проходила изумительная выставка режиссёра и художника Александра Бруньковского «Расцветшая зима. Тонино Гуэрра и моя итальянская улица». Впрочем, это была не просто выставка, а самый настоящий масштабный культурный проект, включающий в себя авторские экскурсии, показы фильмов и чудесные концерты. А всё вместе это часть большого проекта галереи под названием «Итальянские каникулы», куратором которого является Майя Авеличева. А Александр Бруньковский предстал тут сразу в трёх испостасях: художника, режиссёра и литератора.
Экспозиция фантастическая, нежные акварели художника переносят зрителей в Италию, творческую, красивую, нежную. Улочки, мосты, лица людей, дух артистизма и магии. Это та самая Италия, где жили и творили Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, и, конечно же, Тонино Гуэрра. Александр Бруньковский был очень хорошо знаком с известным писателем и сценаристом, они дружили, путешествовали вместе, много общались. В дни работы выставки Бруньковский много рассказывал про Тонино, читал свои рассказы о нём, демонстрировал фильмы. Приобщение к чему-то живому, настоящему волновало посетителей выставки, на экскурсии по экспозиции и другие мероприятия всегда приходило много народу.
Оригинальная акварельная техника художника представлена и в его анимационном фильме «Расцветшая зима», работа над которым длилась несколько лет. Это не просто кино, это киноживопись, божественное соединение двух искусств в одно. На экране самое настоящее совершенство: эти линии и краски, пейзажи и человеческие лица с подлинными эмоциями заставляют ахать и замирать в восхищении. Фильм, кстати, снят по новелле Тонино Гуэрра. Её когда-то хотел экранизировать Антониони, но не сложилось, и автор отдал эту историю Александру Бруньковскому. К сожалению, сам Тонино не дожил до премьеры, но картину высоко оценила его жена и верная соратница Лора Гуэрра. Этой восхитительной паре посвящён документальный фильм Бруньковского «Женитьба по-итальянски», который тоже демонстрировался в дни работы выставки.
Но вернёмся к фильму «Расцветшая зима». Это история любви и расставания, история грустная и одновременно очень светлая. Природа удивительно гармонирует с чувствами героев, успокаивая и убаюкивая, нежные цвета радуют глаз и настраивают на философский лад. Картина уже демонстрировалась на различных кинофестивалях и была отмечена призами. Хотелось бы, чтобы фильм посмотрело как можно больше зрителей, такого чувственного и гармоничного кино нам сейчас очень не хватает.
А посмотрев фильм, можно было снова вернуться к экспозиции, и уже взглянуть на неё чуть по-другому, припоминая эпизоды картины. По этой выставке можно было бродить часами, уходить, затем возвращаться снова, она манила и не отпускала, окутывала своим волшебством и дарила множество правильных эмоций.
Ещё на выставке была представлена книга графической версии фильма – романа изображений, как по-своему называет Александр Бруньковский привычный всем жанр графического романа. По его словам, всё, что он создает – фильмы, книги, картины – это и есть единый универсум, который он определяет как Роман изображений. По сути дела, это творческая вселенная Александра Бруньковского, интересного, своеобразного Мастера, создающего свой чарующий мир и готового делиться им с теми, кому так же созвучно понятие красоты.
Анастасия МОРОЗОВА