Представление данной выставки в Москве означает знакомство с настоящей Италией, далёкой от стереотипов, и знакомство с известным итальянским кинодраматургом, поэтом, прозаиком, художником Тонино Гуэрра через личное видение и художественную интерпретацию Александра Бруньковского, известного российского художника, режиссера, мультипликатора.
Великий русский поэт, который является поистине символом нашей страны, Александр Сергеевич Пушкин (225 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году) писал об Италии, о стране, в которой никогда не был:
«Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений…»
В этом отрывке прекрасно отразилась тяга поэта к Италии, любовь к её природе, искусству, поэзии, великому прошлому этой страны; отразилось пушкинское видение страны, о которой он многое знал и к которой не однажды обращался в поэтических грёзах.
Переступая порог выставочного центра «Фонд Андрея Чеглакова» мы попадаем в этот «волшебный край», на этот «итальянский остров», расположенный в центре Москвы, где 2 июля прошло торжественное открытие выставки Александра Бруньковского «Расцветшая зима. Тонино Гуэрра и моя итальянская улица». Куратором экспозиции выступила Майя Авеличева, тонкий знаток живописи и ценитель итальянского искусства, придумавшая проект из трёх выставок «Итальянские каникулы». Выставка продлится до 28 июля и будет интересна всем кто любит Италию, живопись, кинематограф, тем кто интересуется историей развития российско-итальянских культурных связей.
Итак, мы попадаем в итальянский регион Эмилья-Романья. Регион Эмилия-Романия –это область на севере Италии. Очень важно отметить, что именно с этим регионом связан весь послевоенный итальянский кинематограф. Эмилия-Романья – родина виднейших его представителей: Бернардо Бертолуччи – из Пармы, Микеланджело Антониони – из Феррары, Пьер Паоло Пазолини – из Болоньи, в Римини родился Федерико Феллини, а в небольшом городе Пеннабилли жил и работал Тонино Гуэрра. С 1953 года Тонино Гуэрра написал ряд сценариев к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино.
Совершая экскурсию по выставке в сопровождении автора Александра Бруньковского мы вспоминаем, что Тоннино Гуэрра вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу «Амаркорд», которая позже превратилась в знаменитый фильм. Потом были фильмы «И корабль плывет…» и «Джинджер и Фред». Тонино Гуэрра работал с многими выдающимися режиссерами, сотрудничал с Андреем Тарковским и писал сценарий к его фильму «Ностальгия». Все эти моменты жизни Тонино Гуэрра отражены в экспозиции выставки. Тонино Гуэрра дружил с Георгием Данелия, Юрием Любимовым, Беллой Ахмадулиной, Паолой Волковой, Юрием Ростом, Сергеем Параджановым и, конечно, знаменательным стало десятилетие его дружбы с Александром Бруньковским.
На втором этаже экспозиции есть интересная работа, которая заставляет нас даже вспомнить историю, описанную в произведении «Божественная комедия» великого итальянца Данте Алигьери, по праву ставшего символом итальянской культуры. Последние годы жизни Тонино Гуэрра жил в небольшом городке Пеннабилли, где находится также Ассоциация культуры, которую Гуэрра основал при жизни. Название города сформировано из названий двух замков Пенна и Билли, когда-то враждующих между собой и расположенных на двух противоположных краях скалы. Дом Тонино расположен на остатках замка Малатеста. На другой скале был замок Полента.
Немного фантазии и мы оказываемся в эпохе Средневековья, когда жил и творил великий Данте. В экспрессии глубоких тонов цвета небольшого холста, в образе канатоходки, угадывается Франческа, дочь Полента, идущая по канату между скал в одной из картин Бруньковского, поистине мастера магического реализма. Такая метафизика и совмещение времен и пространств свойственна художнику. Именно в таком мистическом окружении жил и работал Тонино Гуэрра со своей русской прекрасной супругой Лорой. Поистине вот она связь времен – связь поколений.
Работы Тонино Гуэрра, работы Александра Бруньковского – яркие, красивые, волшебные. Работы есть даже на потолке галереи. Например, бабочка из фильма Бруньковского «Расцветшая зима». Бабочка – это образ, прилетевший к художнику из творческой вселенной Тонино Гуэрра. Работа подписана: 13 сентября 1977 год. Именно в этот день пара Тонино и Лора сочетались браком. И Тонино нарисовал две бабочки – Лора и Тонино.
Во всех произведениях авторов основная тема – это Любовь во всех ее проявлениях. «Любовь, что движет солнце и светила», как говорил великий Данте.
Как было приятно и неожиданно, когда на открытии выставки нас всех приветствовала из Италии, по телефону Лора Гуэрра, супруга и муза Тонино. Шум волн Средиземного моря и глубокий красивый голос Лоры погрузил нас в прекрасную итальянскую атмосферу.
Александр Бруньковский долгие годы дружил с Тонино Гуэрра. Однажды он прочёл его новеллу «Расцветшая зима» и снял по ней анимационный фильм в особой авторской технике. «Это по сути дела продолжение, перетекание с экрана фильма «Расцветшая зима» в пространство выставки, то есть в пространство, где существует определенный нарратив, внутренний, замаскированный рассказ, но абсолютно неявный, ассоциативный…», – объяснил нам режиссёр, сценарист, художник Александр Бруньковский.
У всех посетителей выставки была уникальная возможность посмотреть фильм Александра Бруньковского «Расцветшая зима». Впервые этот фильм был продемонстрирован на престижном российском кинофестивале короткометражного кино и анимации «Короче» в Калининграде, где получил приз «Лучший анимационный фильм». Другой значимой площадкой стал Открытый российский фестиваль анимационного кино, который прошёл с 20 по 25 марта 2024 года в городе Суздаль. Фильм был отмечен Дипломом Митрополита Николая Ахалкалакского, Кумурдойского и Карского (Грузинская православная церковь) с формулировкой «За точный диагноз духовного недуга для спасения человеческих взаимоотношений». Тонкий, нежный, детально прорисованный акварелью анимационный фильм. Очень символично, что фильм «Расцветшая зима» был показан именно в день рождения Тонино Гуэрры. В фильме звучат два языка итальянский и русский, что придает фильму дополнительную притягательность и шарм и подчеркивает близость нашего эмоционального восприятия, что не зависит от того на каком языке ты говоришь.
По сюжету фильма художник Альберто едет в маленький горный городок к своей бывшей жене для официальной процедуры развода в местном суде. По дороге начинают происходить невероятные превращения в окружающем его ландшафте. Посреди зимы начинают расцветать деревья. За сутки яркая жизнь, полная красок, вспыхивает в их последнем дне супружества. С огромным удовольствием мы посмотрели этот чудесный фильм и вспомнили великого мастера Тонино Гуэрру и вместе с создателями этого фильма совершили незабываемое путешествие по Италии. Фильм ещё раз заставил нас всех задуматься о хрупкости человеческих отношений, о том как важно любить тех, кто находиться рядом с тобой, о том как важна для человека семья и о том как сложно оставаться в одиночестве.
И после фильма мы вновь продолжили экскурсию по выставке. Равенна, Пеннабилли, Сант Арканжело ди Романья, Рим… Все эти мотивы живо и тонко воплощены на холстах особого узнаваемого авторского колорита и почерка, мастерски переданного движения внутри каждой композиции.
Итальянские каникулы, благодаря работам Александра Бруньковского, можно провести, не выезжая из Москвы. На втором этаже экспозиции всех посетителей выставке ожидал прекрасный итальянский буфет, где можно было попробовать великолепные сыры, колбасы и вина Италии. Настоящее погружение в итальянскую атмосферу.
Финалом открытия экспозиции стало важное для художника событие. Он получил награду от Общества «Дружба» Италия-Россия и от московского комитета Общества Данте Алигьери. Таким образом, он стал народным дипломатом с особой миссией – помогать взаимодействию культур двух стран. Дипломатические отношения между Италией и Россией были установлены в 1924 году, когда в особняк Берга в Москве (Денежный пер.,5) въехала итальянская Дипломатическая миссия. С тех пор дом прославился как «итальянский остров» в советской столице. В этом году мы отмечаем 100 лет с момента свершения этого события.
Важно отметить, что выставка Александра Бруньковского, которая продлится в Фонде Чеглакова до 28 июля, – это масштабный культурный проект «Итальянские каникулы», посвященный Италии. Он открылся в Москве в Фонде Чеглакова 22 мая. Проект представляет серию из трёх выставок, связанных между собой общей концепцией. Куратор проекта – Майя Авеличева длительное время вынашивала эту идею, выбирая наиболее точно выражающих замысел, и созвучных ей художников.
Первую выставку представила фотограф, художник, режиссёр и поэт Татьяна Данильянц. Выставка прошла с 22 мая по 23 июня и была посвящена 100-летию со дня рождения основателя «поэтического кинематографа» Сергея Параджанова. Татьяна Данильянц создала выставочный проект, который называется «Venezia! Дары Венеции — Сергею Параджанову». К нему добавили обширную серию ее венецианских фотографий и фотографики; таким образом в проекте соединились коллаж, фотография, Италия, кинематограф.
Третья выставка пройдёт с 1 августа по 1 сентября и на ней будут представлены акварели, иллюстрации и объекты художника, писателя и переводчика Валерия Сировского, переводившего Гуэрру, Антониони, Феллини и даже снимавшегося в эпизодах их фильмов.
Фонд Чеглакова – это благотворительный фонд поддержки и реализации программ в сфере культуры. Основан в 2008 году российским учёным, предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым.
Миссия фонда формулируется как «всемерное поощрение современного творчества, поддержка молодых дарований и широкое распространение культурных знаний в России и за рубежом». Президент фонда — Майя Авеличева.
В своей деятельности фонд совмещает финансовую поддержку различных программ с реализацией своих собственных проектов в музыкальной, выставочной и издательской сферах, привлекая к участию в своей работе известных мастеров культуры. Международную известность фонду принесла организация регулярных тематических выставок живописи в крупнейших музеях России и мира, фестивалей классической музыки за рубежом, активное участие в проведении перекрестных Годов культуры России во Франции и в Италии.
Без сомнения, данный проект имеет огромное культурное и социальное значение для наших стран Италии и России. Выставка Александра Бруньковского стала ярким, оригинальным событием, живописным и кинематографическим воплощением новых тенденций синтеза современного искусства.
Наталия НИКИШКИНА, президент московского комитета Общества Данте Алигьери
Екатерина СПИРОВА, президент Общества Дружба Италия-Россия