У посетителей выставки «Райский сад земной и небесный» появится возможность взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI–ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, с различными концепциями сакрализации пространства, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением рая.
Кураторы выставки отобрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций, среди представленных художников — Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Владимир Татлин, Роберт Фальк и др.
«Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, – говорит директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук. – Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции идейно расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов».
Экспозиция разделена на три смысловые части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Основной кураторский прием — в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу духовного идеала.
В первом разделе представлены шедевры – алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти 4 метров, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например, мистическая пара «Лев и единорог, предстоящие райскому древу». Это различные версии географического расположения Эдема и его образа, который сформировался в искусстве — от иконописи до русского авангарда. Третьяковка предоставила произведения из библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами.
Маршрут экспозиции подчинён хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история «Рая небесного», который отличен от цветущего сада.
Особое место занимает часть экспозиции, посвящённая различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.
Выставка будет работать до 29 сентября.