Новости культуры российских регионов
4 апреля 2024
Москва

Кот в сапогах и директор театра

Творческое объединение «Вахтанговский практикум» представляет премьеру спектакля «Хвала котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»

Премьерные показы состоятся 18 и 19 апреля на сцене открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Новом Манеже.

Спектакль «Хвала котам, или Приношение Почтеннейшей Публике» основан на пьесе Людвига Тика «Кот в сапогах» и повести Эрнста Т.А. Гофмана «Невероятные страдания директора театра». Оба этих классических текста объединены единой темой — попыткой понять природу творчества. Возможен ли замысел в чистом виде? Что влияет на конечный результат? Где мера между «высоким» и «низким» в театре? Что же такое театр на самом деле?

Особенность театрального искусства состоит в том, что театр всегда существует «здесь и сейчас». Актёр и зритель созвучны во всем, начиная от исторических реалий, в которых они сосуществуют, и заканчивая погодными условиями за окном. И театр всегда остро откликается на время, в котором он существует. Поэтому в исторически трудные и переломные эпохи важно заново переосмыслять назначение театра. Да, сейчас люди нуждаются в театре особенно остро. Однако, сам он колеблется, не понимает, какую картину мира должен отражать, о чем говорить со зрителем и на каком языке. Легко свести миссию театра к банальному «развлечению» – «утешению» зрителя, но не стоит забывать, что театр является древнейшим видом искусства, который говорил с человеком о самых главных и существенных вещах.

В спектакле «Хвала котам, или Приношение Почтеннейшей Публике», театр — главное действующее лицо. Отличительная черта пьесы Людвига Тика в том, что в ней как персонажи присутствуют зрители. Актёры играют зрителей, что дает уникальную возможность посмотреть на театр с разных углов зрения. Зритель и актёр всегда находятся в диалоге и именно этот диалог театр Вахтанговский Практикум и режиссёр Ася Князева выносят на первый план.

Система персонажей в спектакле объединяет маски итальянской Комедии дель арте и «Амплуа актера» В. Э. Мейерхольда.

Ася Князева: «В спектакле практическим путём изучаются различные формы актерского существования».

В своё время все персонажи, все характеры пришли на сцену из зрительного зала, смотря на сцену зритель отражается в своем же отражении. И что же он там видит? Особенно если в этот момент все пришли посмотреть на добрую и волшебную сказку «Кот в сапогах»…