Новости культуры российских регионов
29 февраля 2024
Москва

Тревожность времени в творчестве современных художников

SISTEMA GALLERY представляет сразу три новые экспозиции – разные, но одновременно дополняющие друг друга
Юрий Шабельников Из серии "Конец фильма" 2007 - 2008 гг..

В первом зале - экспериментальный проект «Медиапаразит» группы barkal x wiiu wiiu – дуэта художников Веры Баркаловой и Максима Анпилогова, образованный в 2022 году. Они представили интерактивные видеоскульптуры, инсталляции, объекты, напечатанные на 3D-принтере, цифровые работы и видео-арт, связанные с переживаниями на тему влияния информационного поля на сознание человека. Как оно трансформирует нас, кодируя ход мыслей и направляя наши действия. Современный человек начинает испытывать тревогу, ощущать, как медиа парализуют его личность, блокируют его собственную волю, подлинные мысли, желания — перегружая информацией, воздействуя алгоритмами подбора данных и нейросетей, подменяя реальные образы искаженными (преображенными) на экране.

В проекте «Медиапаразит» художники стремятся создать ощущение постепенного доминирования технологий. Интерактивные видеоскульптуры вступают в контакт с человеком, наблюдая видеокамерами, ощущая сенсорами и давая реакцию через экран. Разветвляющиеся провода похожи на пульсирующие вены живого существа, которое, разрастаясь, пускает «корни» в землю, становится организмом. Пространство выставки дополняют сгенерированные изображения «медиапаразитов» и скульптуры, напечатанные 3D-принтером.

Во втором зале представлена выставка «В тишине города» Иры Ленсберр – это 13 картин про эстетику серой повседневности и пронизывающую меланхолию большого города. Серия работ выглядит как лента фотографий в телефоне, снятых на бегу. На первый план выходит тревожная атмосфера не только в сюжетах, но и в самих пространствах окраин, пустотных, переходных, наполненных функциональной монотонной архитектурой.

Ира Ленсберр: «Эмоции у меня в спектре какой-то меланхолии городского наблюдателя, мне нравится вот это состояние, когда ничего не происходит, когда вокруг тишина и фоново шум города, и ты остаёшься в некоем спокойном опустошении. И есть тревога, которая в тебе всегда, если ты вырос в большом городе невротиком. Но когда ты уже пресытился всем этим напряжением, происходящим вокруг, то останавливаешься и ловишь расслабление, смотря на времянку рабочих в парке в тумане утреннем».

В третьем зале галереи – ретроспектива Юрия Шабельникова, одного из ключевых художников «южнорусской волны» 1980–1990-х годов. Представлена его живопись из серий 2000-х годов: монохромная, кинематографичная, создающая ощущение торжественности и фатальности. Серии связаны с размышлением о цикличности истории, а картины напоминают тени великого прошлого. В работах, построенных по классическим канонам, напряжение и динамику задают стремительные широкие мазки и линии, его работа с фигуративом как с абстракцией.

Серии живописи 2000-х годов Юрия Шабельникова, ставшие кульминацией его творчества, можно сравнить с работами Ансельма Кифера, но не в фактуре, а в монументальности, тёмном колорите, работе с пространством и пластических решениях. Выбор масштабного формата отражает подавляющую тяжеловесность эпох, где человек либо не важен, либо подобен безликому монументу. Серый цвет Шабельников называет «туманом прошлого», он показывает, что перед нами нечто бывшее или идущее к своему концу. Безжизненное, холодное, но еще наполненное энергией исторических символов.

Выставки будут работать до 7 апреля.