Новости культуры российских регионов
9 февраля 2024
Москва

От линии до архитектуры

Новая Третьяковка представляет выставку российского художника, графика, архитектора, мастера масштабных инсталляций Александра Константинова

В 1992 году Александр Константинов (1953-2019) стал одним из первых современных авторов, персональная выставка которого состоялась в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.

Константинов – доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики. Он получил образование в различных художественных студиях Москвы, а в 1987 году вошел в творческое объединение «Эрмитаж».

В основу художественных поисков Константинова легли понятия пространства, плоскости, фактуры. Ранние графические произведения мастера, от чёрно-белых рисунков тушью с изображением деревьев до линейных структур, воспроизводящих листы миллиметровых бумаг и канцелярских формуляров, открывают важную страницу творческой биографии художника, когда его фирменный стиль только формировался.

В 2000-е годы Константинов переходит от серий отдельных произведений к многосоставным панно, образующим монументальные композиции, основой для которых, помимо бумаги, становятся прозрачные пленки и листы оргстекла. Эти опыты представлены на выставке «Мишенью» из собрания Третьяковской галереи, а также пятнадцатиметровой «Линейкой» из коллекции семьи художника. Среди экспонатов – оригинальные скульптуры и рельефы, в которых дерево, металл, камень также служат основой для преображающих материал «рисунков», «гравюр», «инкрустаций».

С начала 2000-х годов Александр Константинов занимался созданием масштабных художественных объектов в публичных пространствах. Его урбанистические и ландшафтные инсталляции отличались совершенством и продолжали пластические темы и идеи, разработанные в графике. «Гравюры» Константинова вышли за пределы листа бумаги, выросли в размерах и превратились в грандиозные декорации, изменившие облик общественных и частных зданий России и Европы. Монументальные инсталляции из цветного скотча прославили автора на весь мир.

Первый проект такого рода Константинов выполнил для Государственного центра современного искусства в Москве в 2002 году. С тех пор художник постоянно работал с городским и парковым пространствами. Так в 2006 году в рамках празднования 150-летия Третьяковской галереи его работа «Блуждающие стены» преобразила вход в здание музея на Крымском валу.

Затем последовало создание арт-объектов из дерева и алюминия для городских и частных парков, потом – работа в качестве архитектора. Среди его проектов — электростанция ECCO и акустическое ограждение железной дороги в Люксембурге, автобусные остановки в Японии и другие жилые и промышленные сооружения.

«Мы всё время употребляем слово «гравюра», а не «живопись». В какой-то степени сказалась моя вторая профессия – математика. Мне всегда были важны точность, ясность, четкость. Занимаясь таким субъективным, необязательным делом как искусство, хотелось иметь иллюзию объективных оснований. Поэтому родился гравюрный язык, который позже был трансформирован и перенесен на инсталляции огромных размеров, вынесен из галереи в реальную среду», – рассказывал художник.

Для выставки художник и архитектор Евгений Асс сделал уникальный дизайн экспозиции. Важной частью стала реконструкция одного из знаковых объектов Константинова – «Дерева», специально созданного по эскизам художника в Центре художественного производства «Своды» при участии Натальи Константиновой и архитектора Екатерины Власенко, а также при поддержке Дома культуры «ГЭС-2». Параллельно с выставкой в Новой Третьяковке 8 февраля в «ГЭС-2» откроется инсталляция «Александр Константинов. Дом из воздуха и линий».

Выставка будет работать до 26 мая.