В 1833 году Николай Васильевич Гоголь начинает работать над сюжетом, «которым бы и квартальный не мог обидеться» — комедией «Женихи». В течение 1834–35 годов Гоголь читает черновые отрывки из будущей комедии друзьям, однако окончательно завершить пьесу ему не даёт новый замысел — в 1835 году драматург начинает работу над «Ревизором», а затем мыслями и временем автора овладевают «Мёртвые души». Лишь в 1841 году Гоголь возвращается к работе над «Женихами». В конце 1842 пьеса, получившая в окончательной редакции название «Женитьба», прошла общую и театральную цензуру и была принята к постановке.
Впервые «Женитьба» увидела сцену 9 декабря 1842 года в Александринском театре в бенефис актёра Сосницкого. Успеха постановка не имела. «Женитьба пала и ошикана. Играна была гнусно и подло... Теперь враги Гоголя пируют», — резюмировал литературный критик Виссарион Белинский. Но в дальнейшем пьеса реабилитировала себя, имела множество постановок и большой зрительский успех.
Тема знаменитой комедии Н. В. Гоголя на первый взгляд самая традиционная – сватовство и женитьба, предполагающие плутовство, неразбериху и неизменную свадьбу в финале. Но как же далека от неё гоголевская пьеса, всё в ней оказывается перевёрнутым, всё наоборот.
Простая и житейская история сватовства оборачивается прекрасно нелепой и абсурдной буффонадой, карнавалом со смотринами женихов и жребием, который готова тянуть невеста.
В спектакле «Мастерской Петра Фоменко» роль Подколёсина играет Иван Вакуленко, в образе Агафьи Тихоновны – Ольга Бодрова. Также в постановке заняты Юрий Буторин, Мадлен Джабраилова, Елизавета Бойко, Екатерина Новокрещенова, Александра Кесельман, Алексей Колубков, Василий Фирсов, Томас Моцкус, Степан Пьянков, Виталий Метлин, Борис Яновский.