Новости культуры российских регионов
2 февраля 2024
Москва

Поиски себя по-чеховски

В «Школе драматического искусства» вышел спектакль «Моя жизнь» - первая постановка из серии работ молодых режиссёров
Фото: Елена Чудная

Спектакль «Моя жизнь» открывает Молодёжную программу театра «Школа драматического искусства». Молодые режиссёры, выпускники театральных вузов, получили возможность дебютировать в театре, поставив свои камерные спектакли на малой сцене в здании театра на Новослободской вместе с опытными актерами и командой театра.  

В этом сезоне участникам программы предстояло выбрать и поставить одно произведение Чехова. Данил Акутин взял не очень известную многим современным зрителям повесть «Моя жизнь» и самостоятельно сделал инсценировку.

Главный герой повести Мисаил (Андрей Харенко) – 25-летний сын дворянина, который отказывается от своего высокого положения и решает стать простым рабочим, невзирая на гнев и проклятия отца, несмотря на косые взгляды дворянства. Чехов не даёт объяснение, почему Мисаил пошел на этот шаг. Автора волнует другое – как человек себя ощущает, кем он видит себя в жизни, идёт ли он за своими желаниями или на поводу у семьи и общества. Блудный сын не сворачивает со своей дороги, он снимает дорогой сюртук, облачается в простую пролетарскую одежду и берётся за любую трудную работу, а еще нанимается к подрядчику малярных работ, господину Редьке.

При этом не в простую девушку влюбляется Мисаил, а в Машу (Анна Чепенко), дочь богатого инженера, которая увлеклась «самым интересным человеком в городе». Их знакомит молодой доктор Благово, ухаживавший за сестрой героя Клеопатрой (Арина Федосенко). Доктор еще и оппонент Мисаила в «философских» спорах. Мисаил говорит, что все должны трудиться физически – это и есть прогресс, а доктор отстаивает право мыслителей не тратить время на такие «отправления», чтобы прогресс не тормозить. Мисаил женится на Маше, они строят школу для крестьянских детей, но вскоре Маше надоедает жизнь среди мужиков, она выбирает свой путь – уезжает в столицу, а оттуда в Америку. Клеопатра рожает ребенка от доктора Благово, но умирает после родов от чахотки. Выясняется, что Анна Благово, сестра доктора, всё это время влюблена в Мисаила, но так и не решается признаться в своих чувствах.

У режиссера Данила Акутина была непростая задача – уместить хоть и не большую, но философскую прозу Чехова в полуторачасовой спектакль и в камерное пространство, что подтолкнуло его к поиску интересных решений в плане работы с актёрами и сценического оформления. С артистом Фёдором Леоновым режиссёр точно не прогадал, он блестяще перевоплотился сразу в трех персонажей – отца Маши, Редьку и доктора Благово. Яркой изюминкой спектакля стал нежный танец доктора и Клеопатры. Актриса Арина Федосенко сыграла Клеопатру и Анюту Благово – тоже два разных образа, две судьбы. А Сергей Ганин в роли разгневанного отца Мисаила и вовсе не появился на сцене. Вернее, он не раз являлся, но на черно-белых видеопроекциях. Его слова из писем, адресованных сыну, грозно звучали с экрана и в голове Мисаила. Андрей Харенко, ведущий артист театра, до этого игравший ярких, эмоциональных персонажей, как Маяковский или Василий Тёркин, здесь предстаёт немногословным, вдумчивым, глубоко переживающим.  

Надо сказать, что с этой премьерой у ШДИ появляется свой молодёжный театр, свежая творческая кровь и молодая аудитория. У Данила Акутина, выбравшего путь режиссёра, получилась цельная работа, заслуживающая зрительского внимания. А получилось ли у Мисаила и других героев спектакля добиться своих целей и обрести самоудовлетворение? Режиссер говорит, что хотел найти в произведении Чехова подтекст, отражающий наше время. Стоит прийти и посмотреть на результат этого поиска.

Елена ЧУДНАЯ