Новости культуры российских регионов
20 декабря 2023
Москва

Музыки хватает на всю жизнь

Премьера «Москонцерта» «Две жизни Рахманинова» в иммерсивной форме знакомит зрителя с этапами жизни и творчества великого композитора
Фото: Людмила Сафонова

В самом названии ГБУК «Москонцерт» таится что-то праздничное и интересное. В афише этого культурного центра, в 2024 году встречающего 95-летний юбилей, значится огромное количество мероприятий самых разных направлений: балет, эстрада, фолк, джаз, рок, литературно-музыкальные и драматические спектакли. Проводятся фестивали, устраиваются тематические праздники и спецпроекты – словом, жизнь кипит. Все происходит под руководством генерального директора Ильи Бачурина, худрука Басинии Шульман и их энергичной команды, включающей многие творческие коллективы.

В декабре «Москонцерт» предлагает жителям и гостям столицы новое название. 15 числа в Петровском путевом дворце состоялась премьера спектакля-променада «Две жизни Рахманинова», приуроченная к 150-летию композитора (проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»). Главреж "Москонцерта" Мария Тихонова осуществила постановку по собственной пьесе. Двухчасовое действо из 11 сцен разыгрывается в 9 локациях Дворца. Зрители в составе нескольких групп совершают своеобразное путешествие во времени, причем у каждого такого «вояжа» (названного в программках «тропой») свой сюжет. Сергей Васильевич оживает в театрализованном пересказе биографических фактов, почерпнутых из воспоминаний, исследований, заметок (повествование ведется от лица отца, матери и самого Рахманинова).

Художники Ирина и Ольга Сид достойно оформили действие: изумительные дворцовые интерьеры с высокими расписными потолками, среди которых расставлен необходимый реквизит, придают достоверности рассказам о прошлом, а костюмы персонажей не только узнаваемы и историчны (кому не знаком богатый халат Шаляпина?), но и красивы. В белой кружевной фате, точно видение, движется вокруг аналоя Наталья Сатина, ставшая женой композитора (возможно, сцена венчания, достаточно точно повторяющая церковный обряд, сделана спорно); яркие цыганки кружатся в танце на банкете по случаю премьеры «Алеко»; большевики буквально вытесняют Рахманинова – респектабельного господина в пальто с меховым воротником – за границу новой страны. Эпизоды жизни выбраны нелинейно, сложить из них общую судьбу со всеми перипетиями невозможно, но интерес к творчеству великого музыканта они однозначно пробуждают. Порой три заявленные «тропы» пересекаются: спектакль начинается общей для всех сценой, в которой зрители знакомятся с маленьким гимназистом Сережей (его роль исполняет юный Антон Беляев), финал также объединяет все группы.

Каждый эпизод обладает своей изюминкой, радует количество режиссёрских находок, позволяющих представить некие вехи в жизни Рахманинова. Некоторые истории решены пластически: Муза композитора – стройная девушка в белом платье с разрезами – провожает его в эмиграцию; чуть позже она встречается в танце-поединке со Смертью – таинственной фигурой в плаще. Хореографически сделана и одна из сцен в истории о знаменитом гипнотическом сеансе у Николая Даля. В спектакле много вокального исполнения (поёт, в том числе, и главный герой действа, в роли которого занято несколько артистов) и фортепианной музыки – и это вершины мирового композиторского искусства, чьей неотъемлемой частью является Сергей Васильевич. Впрочем, начало его творческого пути не было безоблачным, и Первая симфония подверглась жестокой критике со стороны мэтров – Кюи и Римского-Корсакова. «Едва ли будет слишком сильным сказать, что у ней нет недостатков, ибо она – сплошной недостаток», – язвительно замечал Александр Коптяев. Но были и ярчайшие победы – такие, как опера «Алеко», премьера которой отмечалась в широком кругу великих друзей Рахманинова: Шаляпина, Коровина, Мамонтова.

Да и многое было в этой судьбе, разделённой отъездом из России на две части. Любовь, встречи, потери, волнующие воспоминания – и, конечно, музыка. Как поэтически говорил сам композитор, её «хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки». Спектакль-променад «Москонцерта» еще и еще раз напоминает о Сергее Рахманинове, его личности и его творческом наследии. Возможно, человек увлечённый и начитанный не узнает новых исторических и биографических фактов, но звучание романса «Сон», каватины Алеко или «Вокализа» обязательно обаяет и его. Премьера станет несомненно важным этапом для тех, кто хочет приобщиться к искусству и раздумывает, с чего начать.

Дарья СЕМЁНОВА