Серия графических работ лучше всего рассказывает об ее авторе – 29-летней художнице Юлии Косульниковой, которой выпала редкая удача быть замеченной и признанной. Она росла в детдоме, а сейчас живёт в психоневрологическом интернате. На рисунки Юлии обратил внимание волонтёр, а затем и сотрудники инклюзивного отдела Русского музея в Санкт-Петербурге. Не обучаясь профессионально живописи, Юля стала известной благодаря врождённому таланту и узнаваемому художественному методу, который можно сравнить с «психологическим реализмом» Достоевского. Она предпочитает только картон, бумагу, карандаши и фломастеры.
Задача выставки – продемонстрировать не проявление ментальных особенностей автора, а прорастание творческой силы, которая вырывается из рамок предписанной среды. В её работах, на первый взгляд, довольно тяжёлых, просматривается доброта, милосердие, интерес к деталям и людям.
Главная черта произведений художницы – непосредственность. Косульникова, словно летописец, изображает то, что видит вокруг себя в интернате, не разделяя объекты окружающей действительности на более и менее важные. Её интересует всё, что попадает в поле зрения: больничные палаты, коридоры, медицинские кресла, кадры из телевизора, медицинские работники и сами пациенты. В привычных вещах и образах Юлия находит сюжетность и событийность, а обезличенные пространства и места общего пользования она наделяет внутренней жизнью и личными переживаниями.
У Косульниковой выработан собственный стиль: она вычерчивает пространства, иногда в сложных, нестандартных ракурсах, наделяя их динамикой через позы и жесты изображаемых людей. Цветовое решение её работ строится на локальном закрашивании, часто не совпадающем с формой, за счёт чего между художественным миром и его персонажами возникают отношения, передаваемые различными цветовыми сочетаниями.
Во второй части экспозиции – видео Юрия Козырева, одного из известных военных корреспондентов, который побывал со своей камерой в интернате и запечатлел реальную жизнь его обитателей. Козырев способен вживаться в кризисную ситуацию, раскрывать её не столько в событийном, сколько в человеческом плане.
Выставка бесплатная, будет работать до 15 марта 2024 года.