Новости культуры российских регионов
25 ноября 2023
Москва

Снежность и нежность

«Снежная королева» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
Фото: официальная страница театра

В преддверии Нового Года, среди московской метели, хочется праздника. МАМТ идет навстречу пожеланиям зрителей, представляя премьеру балета «Снежная королева», и напоминает, что не «Щелкунчиком» единым жива зимняя театральная афиша.

«Снежная королева» – одна из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена и уж точно самая зимняя. Как раз в следующем году, в декабре, мы будем праздновать 180-летие этой красивой истории о любви, дружбе и силе духа, а пока в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко зрителям предлагается премьера балета в постановке Максима Севагина.

Спектакль предназначен для семейного просмотра, длится он чуть более двух часов (кроме того, предусмотрен антракт). В нём задействован едва ли не весь балетный коллектив театра, а в заглавной партии можно будет увидеть прим Наталью Сомову и Эрику Микиртичеву. Постановка сделана в классических традициях, за музыкальную основу взяты Четвертая, Пятая и Шестая симфонии П.И. Чайковского (дирижер-постановщик Федор Безносиков). В определённом смысле нынешний руководитель балетной труппы наследует великому предшественнику – Владимиру Бурмейстеру, в 1961 году поставившему «Снегурочку» в сопровождении нескольких произведений того же композитора. Впрочем, сегодняшняя премьера не перекликается с давним шедевром Владимира Павловича, до сих пор остающимся в репертуаре театра.

Сюжет следует сказке с минимальными купюрами, и эта подробность и литературность – сильная сторона спектакля. Он начинается с пролога, рассказывающего о проделках злых троллей, разбивших волшебное зеркало, осколки которого заставляют людей видеть только дурные стороны жизни. В таинственном зеленом свете (партитура Константина Бинкина) герои выскакивают, как кажется, прямо из оркестровой ямы – наверняка такой интерактив придется по душе юным зрителям. Роскошная видеопроекция Сергея Рылко точно иллюстрирует повествование. Не отстают и рукотворные театральные чудеса: восхитительный занавес из белых тюлевых помпонов обрамляет портал, розовые бутоны дополняют картину Сада цветов (цветы тоже в наличии: по сцене кружатся прелестные розы, орхидеи и ирисы – артистки труппы), есть и золочёная карета, чем-то напоминающая птичью клетку, и ледяной дворец прекрасной и жестокой Снежной королевы, одетой в мерцающее платье с великолепным треном. За внешнюю красоту «отвечают» сценограф Екатерина Моченова и художник по костюмам Юлдус Бахтиозина.

Декорационное оформление поручено художнику не слишком опытному (Екатерина Моченова по основной специализации – художник-технолог), и в иных картинах на сцене ощущается некая пустота, которую не может и не должен прикрывать видеоряд. Присуща постановке и статика, заметная и в хореографическом рисунке, и в мизансценировании. Последняя особенность связана с музыкой: симфонии, сами по себе прекрасные, «нарезаны» такими большими фрагментами, что заполнить их танцем и связать крепкой сюжетной линией порой бывает сложно. И получается, что цветы радуют глаз прелестными красками чуть дольше, чем хотелось бы, суета возникает в дворцовых эпизодах… Но есть и удачи – и они сильнее.

Основное внимание сосредоточено, разумеется, на истории Кая (Иннокентий Юлдашев) и Герды (Ксения Рыжкова). Вначале это очаровательные дети в солнечно-желтых костюмах, но к финалу им придется повзрослеть. Отправившись на поиски похищенного Королевой друга, храбрая самоотверженная девочка встретит много удивительных существ: чету воронов (Александра Дорофеева в роли «супруги» одета в пикантный сверкающий черный наряд в духе варьете), трепетного Северного оленя (Денис Дмитриев), а также принца с принцессой и, конечно, разбойников. Отдельных слов восхищения заслуживают Георги Смилевски в партии Атаманши и угловатая, но при этом потрясающе пластичная, своенравная, но добрая Разбойница (Полина Заярная). Как ни странно, но именно эти второстепенные персонажи притягивают к себе зрительский заинтересованный взгляд. Возможно, этому способствует привычно-классическое решение хореографической линии Герды.

Очень красив эпизод во дворце Снежной королевы в начале второго действия (названный в программке «зловещим белым актом»). Кажется, что Эрике Микиртичевой, страстной и жестокой на сцене, роль к лицу больше, нежели Наталье Сомовой – скорее, ледяной и бесстрастной по игровому рисунку. Как бы то ни было, но злая волшебница в сверкающих одеждах, такая властная и притягательная, удерживает Кая в своих владениях не только чарами, но и собственным обаянием. Однако сказка выдвигает на первый план добрую и храбрую Герду.

Пройдя путь до конца, преодолев все трудности с помощью найденных друзей, героиня освобождает Кая, и предательский осколок зеркала больше не мешает его сердцу биться радостно и сильно. Юные влюблённые вдруг замечают, что позади остались не только горести, но и детство. Лирическое па-де-де знаменует финал постановки. Темноволосая изысканная Ксения Рыжкова в белом нежном платье кажется настоящей принцессой, под стать ей и партнер. Если в «детской» линии Иннокентий Юлдашев выглядел не слишком выразительно, то в сюжете любовно-героическом он куда достовернее. Возможно, воспоминания главных действующих лиц, персонифицированные чередой участников действа, стоило бы сократить, но этот трогательный любовный дуэт сглаживает впечатление.

О чём же постановка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко? Пожалуй, о том, же, что и произведение Андерсена, – о самоотверженной дружбе и силе женского сердца. В такую снежную погоду, что посетила нынче Москву, эта красивая история кажется особенно убедительной.

Дарья СЕМЁНОВА