Новости культуры российских регионов
2 октября 2023
Москва

Что снится в городе Мордасове

«Дядюшкин сон» в театре «Школа драматического искусства»
Фото: Наталия Чебан

«Князь провел в Мордасове только три дня, но эти три дня оставили по себе роковые и неизгладимые воспоминания», – эта фраза из повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» может одновременно послужить и кратким синопсисом премьеры в ШДИ. У режиссёра Глеба Черепанова получился бойкий, яркий, оригинальный спектакль. Невероятно зрелищное действо, не дающее зрителям расслабиться ни на минуту, заставляет и посмеяться, и взгрустнуть, и задуматься.  

Время действия повести Достоевского – XIX век. Действие спектакля Черепанова – вневременное. Нельзя сказать, что события перенесены в наши дни, и в то же время «пыльного» классического антуража тоже не наблюдается. Персонажи постановки ловко танцуют совсем не по-старинному, ярко одеваются, курят электронные сигареты, ведут личные блоги в интернете, поют песни группы «Колибри» и Микаэла Таривердиева. А события, разворачивающиеся на наших глазах, в провинциальном городе Мордасове (говорят, что его прообразом послужил для писателя Омск), могут вполне себе происходить здесь и сейчас, в 2023 году XX века. Да не исключено, что и происходят.

Сюжет повести Достоевского, как известно, довольно прост и несколько водевилен. В Мордасове проездом оказывается князь К., когда-то столичный франт, а ныне полнейшая старая развалина. Но развалина усиленно молодящаяся, за всеми накладными волосами, усами, зубами самого старичка уже и не видно. Он старательно, но не всегда успешно продолжает играть роль светского денди, а окружающие (каждый исключительно для своей собственной выгоды) ему подыгрывают. Первая дама в Мордасове Марья Александровна Москалёва (в этой роли феерична Александра Лахтюхова) захватывает первенство в обладании столь дорогим гостем. Кроме того, у неё далеко идущие планы – выдать за богатого князя свою дочь Зину (прелестная Анна Кутняк) и таким естественным образом войти в высшее общество. И вот, когда дело уже на мази, князь, очарованный пением красивой девушки, делает ей предложение, всё рушится в одночасье. Отвергнутый жених Зины Павел Мозгляков (очень хорош в этой роли Евгений Поляков) убеждает «дядюшку» князя, что всё это ему лишь приснилось, и жениться ему никак нельзя. Князь охотно соглашается. Москалёва посрамлена, Зина опозорена, городские кумушки-сплетницы в восторге от развернувшегося на их глазах представления.

К финалу водевильная история приобретает масштаб трагедии, а в князе К. отчётливо проступают черты будущего «идиота» князя Мышкина. Последний монолог главного героя стирает улыбки с лиц и заставляет если не содрогнуться, то по крайней мере очень сильно задуматься. Сочувствие, однозначно, на стороне обманутого старика, пусть смешного и нелепого, но абсолютно безобидного и не заслужившего участи стать мишенью столь злого и жестокого розыгрыша.

Тут самое время сказать несколько восторженных слов об исполнителе роли князя Кирилле Фёдорове. Это очень тонкая, виртуозная и глубокая работа. Актёр в этом образе пластичен и выразителен, его князь – персонаж узнаваемый, комический, невероятно уязвимый, трогательный в своей нелепости.  

Весь актёрский ансамбль очень органичен. Помимо тех, кого я уже перечислила, хочется отметить Ольгу Малинину в практически бенефисной роли Софьи Фарпухиной. Начиная со своего первого появления на сцене, актриса задаёт верный карнавальный тон, точно выдержанный до самого финала. Чудесно трио мордасовских дамочек – Александра Гладкова, Анна Пик, Галина Селякова. Колоритные сплетницы к тому же премило поют, в спектакле у них несколько вокальных номеров. Приживалка Москалёвой Настасья Петровна Зяблова в исполнении Алины Чернобровиной изящна в своём невинном коварстве. Мастерство перевоплощения демонстрирует Александр Стасеев, который появляется сразу в нескольких ролях. Николай Гонтар в образе мужа Москалёвой Афанасия Матвеича комически верно передаёт повадки супруга-подкаблучника.

Лаконичное и изобретательное оформление спектакля – заслуга художника-постановщика Марии Морозовой. Также не могу не отметить восхитительные, говорящие костюмы персонажей.

Известно, что повесть «Дядюшкин сон» Достоевский написал в Сибири, и это было его первое литературное произведение, созданное после каторги. Писатель боялся цензуры и потому, по его собственным словам, «невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности». Ох, лукавил всё же Фёдор Михалыч! В этой «невинной вещичке» скрывается много смыслов, неустаревающих и глубинных. В то же время сюжетная лёгкость произведения позволяет донести эти смыслы до широкого зрительского внимания доступным языком.

У нового спектакля ШДИ есть, думается, все шансы стать хитом и заслужить зрительскую любовь.

Александра ИВАНОВА