Новости культуры российских регионов
3 сентября 2023
Москва

Елизавета Бём в музее Пушкина

8 сентября в Государственном музее А.С. Пушкина начнёт работать выставка «Многообразие творчества Елизаветы Бём», приуроченная к 180-летию со дня рождения художницы

Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) одна из первых женщин-художников, получивших профессиональное художественное образование в Российской империи. Она отразила в своем творчестве русский стиль и национально-романтическое направление модерна, реализуя себя в разных техниках изобразительного искусства –создавала целые серии силуэтов и акварелей, портреты детей, иллюстрировала произведения русских писателей, была одной из первых, кто исполнял открытые письма, и одной из немногих, кто делал эскизы для изделий из стекла.

Ее произведения получали призы на международных выставках Европы и Америки, среди ее заказчиков были члены императорской семьи – Александр III, Николай II, губернатор Москвы Сергей Александрович, – ее работы коллекционировали П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, В.В. Стасов, Д.А. Ровинский, С.Д. Шереметев и др.

Е.М. Бём была активным участником художественной жизни последней трети XIX – начала ХХ века, дружила с И.И. Горбуновым-Посадовым, В.В. Стасовым, Л.Н. Толстым, И.Н. Крамским, Н.С. Лесковым.

Искусство Е.М. Бём не было проводником каких-либо ярко выраженных идей – она подхватила дух времени, став приверженцем достаточно камерного направления. Декоративно-стилистические поиски, фольклорные мотивы, интерес к национальным основам культуры России характерны для ее творчества. Стоя у истоков русского стиля и не являясь его идеологом, Бём разрабатывала его в силуэтах, акварелях, стекле. Героями её небольших композиций становились дети – то в простых деревенских одеждах, то в парчовых боярских кафтанах и сарафанах, окруженные старинной утварью. Сопровождающие их пословицы и поговорки, часто перефразированные художницей на свой лад, подчас нарочито народные и совсем не детские, подчеркивали несколько наивный характер произведений, обращенных, все же, к взрослой публике. Елизавета Меркурьевна заслужила славу самобытного художника, работающего в русском стиле. В конце XIX – начале ХХ века, когда русский стиль достиг наивысшего развития и влился в модерн, а его приверженцами стали И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, А.П. Рябушкин, С.Д. Малютин и др., Е.М. Бём была уже совершенно сложившимся мастером с ярко выраженным почерком, создавшим свой оригинальный волшебный мир.

Революция 1917 года перевернула взгляды на жизнь и на искусство. На долгие годы были забыты различные художественные явления и имена многих достойных художников. Е.М. Бём предали практически полному забвению. Ее имя осталось в памяти только у филокартистов и специалистов, занимающихся книжной графикой. Сегодня крупнейшие музеи страны хранят ее произведения в своих фондах, но в постоянной экспозиции увидеть их невозможно и по сей день, лишь недавно они стали демонстрироваться на выставках. Прошло немало времени, чтобы имя Елизаветы Меркурьевны Бём вновь заняло свое место в истории русского искусства конца XIX – начала ХХ века.

Приуроченная к 180-летию со дня рождения художника, выставка в стенах Государственного музея А. С. Пушкина – уникальная возможность познакомиться с многообразием ее творчества. Переданные наследниками Е.М. Бём работы художницы, послужившие основой коллекций С.Р. Ляха, М.В. Сеславинского и С.А. Чапкиной-Руги, дают возможность познакомиться с первоначальными замыслами, проследить, как отрабатывались персонажи композиций. Впервые масштабно представлены произведения из стекла, за которые Е.М. Бём удостаивалась призов на международных выставках.

В проекте принимают участие: Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственный музей Л.Н. Толстого.

Выставка продлится до 29 октября.