Новости культуры российских регионов
28 мая 2023
Москва

Италия в акварели Александра Иванова

Третьяковская галерея представляет выставку из 38 произведений художника – акварельные сцены из итальянской жизни и пейзажи

Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), которое включает в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки.

Экспозиция «Мастер акварели. Жанр и пейзаж» является пятой монографической выставкой Иванова в Галерее и познакомит зрителей с акварельными сценами из итальянской жизни и пейзажами Италии.

Экспозиция представляет исторического живописца Иванова как мастера акварели, автора жанровых и пейзажных композиций.

Создание Ивановым первой жанровой композиции было связано с приездом в Рим в декабре 1838 года великого князя Александра Николаевича. Художники решили преподнести ему в подарок на Новый год свои рисунки, и именно тогда Иванов впервые решил обратиться к жанровой живописи и подарил великому князю акварель «Аве Мария» (Государственный Русский музей), эскиз которой представлен в зале. Открывают выставку две уникальные ранние акварельные работы Ивановна середины 1830-х годов, изображающие интерьер его мастерской в Риме на верхнем этаже палаццо Боргезе. На мольберте установлен эскиз картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857), начатый в 1836 году и ныне находящийся в собрании Русского музея.

Жанровые композиции, созданные в 1839–1842 годах, были задуманы как подарки высочайшим особам в связи с их приездом в Рим. В экспозиции будут представлены акварели «Жених, выбирающий серьги для своей невесты» (1839) и листы, объединенные общей темой «Октябрьский праздник в Риме» (1842). Картины повседневного быта итальянцев оказались бесценным опытом для художника, в дальнейшем он использовал его в работе над знаменитым графическим циклом «Библейские эскизы».

Создавая жанровые сцены, Иванов открыл для себя возможности акварельной техники и обратился к пейзажу. Он пишет многочисленные виды, выезжая в окрестности Рима, а также на берег Неаполитанского залива. Акварельные пейзажи отличает разнообразие приемов. Художник пишет мелкими мазочками, аккуратными цветовыми пятнами, работает широкими заливами краски, затеками тона в тон, сопоставляет на одном листе акварельные этюды-варианты, сделанные с разных точек и с различной степенью приближения. В тональных акварелях он прокладывает быстрые мазки одного тона, но разной интенсивности и минимальными средствами передает ощущение ослепительного солнца, при котором яркие краски итальянской природы смягчаются воздушной дымкой. Подлинные шедевры — работы «Терраса, обвитая виноградом», «На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре», «Море у берегов Неаполя» (все — вторая половина 1840-х – 1850-е).

Пейзажные акварели Иванова — это натурные этюды, в которых мастер решает типичные задачи пленэрной живописи. На фоне искусства его современников Иванов-акварелист оказывается новатором, далеко опередившим свою эпоху.

Работы, представленные на выставке, откроют новую, неожиданную грань в творчестве исторического живописца Александра Иванова — обращение к жанру и представят художника как выдающегося мастера акварели.

Выставка будет работать до 19 ноября в Третьяковке в Лаврушинском переулке.