Новости культуры российских регионов
5 мая 2023
Москва

Классика студии Горького на большом экране

Проект КАРО.Арт и Киностудия им. Горького приглашают в кинотеатры посмотреть «золотую коллекцию» фильмов на большом экране
Фото: пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Цикл показов 4 мая открыла картина «Комиссар» Александра Аскольдова. В своё время она была признана идеологически неверной, 20 лет пролежала на полке, а затем получила международный успех.

Продолжат программу 13 мая «Москва-Кассиопея» и 20 мая «Отроки во вселенной» – это первые попытки в нашем кино сделать научно-фантастические фильмы для детей.  

25 мая состоится показ фильма «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») Марлена Хуциева.  

«Через тернии к звездам» Ричарда Викторова будет показан 27 мая.

1 июня закроет программу летний фильм  – «Три плюс два» Генриха Оганесяна.

О фильмах подробно

«Комиссар», режиссер Александр Аскольдов, 18+

Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Героиня — комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — привыкла на войне к суровой мужской жизни. Неожиданная беременность приводит её в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков), она постепенно оттаивает.

Комментарий киноведа Алексея Тремасова: «Фильм «Комиссар» создавался как дипломная работа Александра Аскольдова на Высших режиссерских курсах по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» к юбилею советской власти. В главной роли снималась одна из выдающихся отечественных актрис Нонна Мордюкова. Когда картина была закончена, ее признали идеологически неверной. Приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете министров СССР Алексея Романова от 29 июля 1968 года фильм «Комиссар» был запрещен к выпуску на экран, затраты на его производство списывались в убытки Киностудии им. М. Горького, а все исходные материалы передавались на хранение в Госфильмофонд. Александр Аскольдов после этого не снял больше ни одного художественного фильма, а «Комиссар» двадцать лет пролежал на «полке». 11 июля 1987 года он был впервые показан на XV Московском международном кинофестивале и в ноябре 1988 года выпущен во всесоюзный кинопрокат. Картина также имела международный успех: на Берлинском международном кинофестивале получила специальный приз жюри «Серебряный Медведь» и приз FIPRESCI; Гран-при на Международных кинофестивалях в Иерусалиме (Израиль), Кемпере (Франция), Сан-Франциско (США). В 1989 году «Комиссар» был удостоен четырёх премий «Ника»: за лучшую мужскую роль (Ролан Быков), лучшую роль второго плана (Раиса Недашковская), лучшую операторскую работу (Валерий Гинзбург), лучшую музыку (Альфред Шнитке)».

«Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), режиссер Марлен Хуциев, 12+

Вернувшись из армии, 20-летний Сергей устраивается на ТЭЦ и вливается в обычную жизнь. Каждый день он встречается и проводит время с друзьями детства – молодым семьянином Славой и весельчаком Николаем, а однажды с первого взгляда влюбляется в незнакомку в автобусе. Эти ребята – первое поколение советских людей, которое сомневается и ищет своё место в жизни.

Комментарий киноведа Алексея Тремасова: «Работа над фильмом «Застава Ильича» началась в 1959 году. Марлен Хуциев приступил к написанию сценария совместно с Феликсом Миронером, с которым сделал «Весну на Заречной улице», но основную канву создал студент ВГИКа Геннадий Шпаликов. В 1961 году фильм запустился в производство. На главные роли режиссёр пригласил никому не известных, только начинавших творческий путь Валентина Попова, Николая Губенко, Станислава Любшина и Марианну Вертинскую. В небольших ролях «засветились» известные впоследствии режиссёры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский. Оператором стала Маргарита Пилихина, работа которой по-настоящему обогатила фильм насыщенным визуальным рядом. Предполагалось, что «Заставу Ильича» выпустят на экраны в 1963 году, но всё вышло совершенно иначе. Фильм не понравился Н.С. Хрущёву, он подверг его жёсткой критике. Хуциева заставили внести множество поправок, он переснял несколько сцен. В результате картина была выпущена на экраны только в январе 1965 года под названием «Мне двадцать лет». Но и в таком виде она имела успех: получила специальную премию жюри Международного кинофестиваля в Венеции, приз «Золотая пластина» на Международном кинофестивале в Риме. Сам Федерико Феллини удостоил фильм своей похвалой. Первоначальная его версия «Застава Ильича» была впервые показана в Доме кино 29 января 1988 года».

«Три плюс два», режиссер Генрих Оганисян, 6 +

Трое друзей из Москвы живут «дикарями» в замечательном месте с песчаным пляжем, пресной водой, тенью и дровами у самого моря. Отдыхают. Внезапно приезжают две незнакомки и заявляют, что это их старое место. Более того, они доказывают свое первенство, выкопав бутылку с письмом. Но уезжать ребята отказываются. Дамы же от своего места отказываться тоже не собираются и ставят палатку. Начинается тихая война, перерастающая со временем в любовь.

Комментарий киноведа Алексея Тремасова: «Фильм «Три плюс два» был снят совместно с Рижской киностудией режиссёром Генрихом Оганесяном по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». В пьесе главным героям было за тридцать, но Оганесян решил их значительно омолодить. Их образы создали начинающие тогда актёры Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов, Наталья Кустинская. Среди них только Наталья Фатеева была уже известной актрисой. Съёмки проходили в Крыму, у горы Сокол. Картина снималась в двух версиях: обычной и широкоэкранной. Причём широкоэкранная версия длилась на 12 минут дольше обычной. В телевизионном эфире она впервые была показана в июле 2014 года».

«Москва — Кассиопея», режиссер Ричард Викторов, 0+

Виктор Середа, школьный авторитет во всем, что касается точных наук, рассказывает о проекте полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря». Собственно, ничего бы не произошло, если бы вдруг не появилась некая загадочная личность, представившаяся как ИОО, что означает «исполняющий особые обязанности». Из детей не старше 14 лет набирается команда из шести человек для полёта в космос — путь туда и обратно займёт больше 50 лет, а на Земле и вовсе пройдут столетия. Но на корабле оказывается седьмой участник — тайком пробравшийся туда хулиган Федя Лобанов, создатель суперклея.

«Отроки во Вселенной», режиссер Ричард Викторов, 0+

С планеты Альфа созвездия Кассиопея на Землю были посланы сигналы бедствия. В соответствии с проектом Виктора Середы туда отправляется экспедиция. Команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полета экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Но из-за безответственного поведения космического зайца Лобанова корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Экипаж юных астронавтов оснащен поистине уникальной техникой — тем не менее ему предстоит преодолеть множество сложных проблем и проявить исключительную изобретательность.

Комментарий киноведа Алексея Тремасова: «Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» – первые попытки в нашем кино сделать научно-фантастические фильмы для детей. Сценарий был написан опытными кинодраматургами Авениром Заком и Исаем Кузнецовым. За постановку взялся режиссёр Ричард Викторов. Изначально он предполагал снять только один фильм, но, когда количество отснятого материала значительно превысило норму, режиссёру разрешили сделать из него две серии. Натурные сцены снимались в Ялте, павильонные – на Киностудии Горького. Инопланетные пейзажи запечатлели на одном из военных полигонов под Керчью. Эпизоды с невесомостью были созданы по технологии инженера-конструктора Валерия Павлотоса. По одной из легенд, они восхитили самого Стивена Спилберга. Премьера «Москвы-Кассиопеи» состоялась 23 сентября 1974 года, «Отроков во вселенной» – 25 марта 1975 года. Фильмы удостоены премии «Платеро» на XIII Международном кинофестивале для детей и юношества в Хихоне (Испания), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых».

«Через тернии к звездам», режиссеры Ричард Викторов, Николай Викторов, 6+

XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв. Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека - девушку Нийю, обладающую уникальными способностями - она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей, и любые предметы...

Комментарий киноведа Алексея Тремасова: "Сценарий фильма «Через тернии к звездам» написан режиссером Ричардом Викторовым совместно с известным писателем-фантастом Киром Булычёвым. На главную героиню была выбрана манекенщица отдела мод ГУМа Елена Метёлкина. Режиссёр хотел, чтобы в фильме она была совершенно лысой, но против этого выступил худсовет Киностудии Горького. В результате главная героиня Нийя появляется на экране в белом парике. Сцены невесомости снимались в бассейне, под водой. Пейзажи планеты Десса воссоздавались в Таджикистане. Биомассу сделали из противопожарной пены и муки, а бурление изображали плавающие в ней аквалангисты. Фильм вышел на экраны в апреле 1981 года. Его посмотрело более 20 миллионов зрителей. В 1982 году «Через тернии к звёздам» был удостоен Государственной премии СССР. В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым выпущена обновлённая версия фильма с полной цифровой обработкой изображения и звука".

Билеты