Новости культуры российских регионов
20 апреля 2023
Москва

Как Рябушинский ввел моду на импрессионистов и фовистов

21 апреля Дом русского зарубежья и галерея «Веллум» представляют выставку, посвященную вкладу коллекционера в развитие русского искусства
Мартирос Сарьян "Красная площадь" 1919 г.

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына и галерея «Веллум» открывают выставочный проект «От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение». Живопись, графика, скульптура русских символистов 1890 – 1920-х гг. В проекте исследуется значение Николая Рябушинского – мецената, художника, издателя литературно-художественного журнала «Золотое руно» и организатора одноименных выставок.

Речь пойдет о личности Рябушинского, в немалой степени изменившего путь развития отечественного искусства, о выставках «Голубой розы» и «Золотого руна», которые по сути открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества. Именно Рябушинский со своей выставочной программой обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров. Впервые в мировой истории он создал моду и коммерциализировал новое искусство.

Посетители также узнают о знаменитой вилле «Черный лебедь» в Петровском парке: с тропическими растениями, прогуливающимися павлинами и молодым леопардом у входа, с роскошной коллекцией редчайших предметов, привезенных со всех уголков мира, — вилле, ставшей символом этого удивительного, типичного и уникального одновременно персонажа русской культуры начала XX столетия.

Художественно-литературный проект пройдет в выставочном зале Дома русского зарубежья. В числе авторов работ: Николай Рябушинский, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов, Александр Матвеев, Артур Фонвизин и другие.

Куратор и автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова предлагает вспомнить и утвердить значение Николая Рябушинского и круга художников его журнала: «Золотое руно» – журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово в мировой художественной культуре, обозначить целое направление в искусстве и, более того: поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов. Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского, история могла бы сложиться иначе. Роль русского мецената и коллекционера – весьма показательна, на что мы и хотели обратить особое внимание».

Выставка создана благодаря содружеству с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья (ФНЗР) и ряда крупных частных коллекционеров.

Выставка будет работать до 10 сентября.