Новости культуры российских регионов
13 февраля 2023
Москва

Музыкальный променад Бориса Юхананова

С 15 по 19 февраля в «Collector gallery» пройдут премьерные спектакли «Книга висячих садов» по одноименному вокальному циклу Арнольда Шенберга

Премьера состоится в рамках совместного проекта Золотой маски, Благотворительного фонда Владимира Потанина в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина. В спектакле выпускники Молодежной оперной программы Большого театра исполнят вокальный цикл Арнольда Шенберга «Книга висячих садов», написанный в 1908 году на стихи Стефана Георге. Произведение повествует о юноше и девушке, которые встречаются в садах, но потом девушка безо всякой причины исчезает, а сады разрушаются.

«Произведение Шенберга «Книга висячих садов» – самый вавилонский вокальный цикл композитора, - говорит куратор проекта Илья Кухаренко. - Не только потому, что название отсылает нас к висячим садам Семирамиды, но и потому, что созданные в 1908–1909 годах 15 песен 15-го опуса стали для Шенберга первой попыткой уйти от тональности в сторону додекафонии – нового принципа организации музыкального материала. В этом цикле все, что ранее казалось незыблемым – почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, все расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии, свидетельство падения Башни. Изначально цикл был написан для сопрано или высокого меццо, но в последние десятилетия его также исполняют и баритоны. В нашем спектакле 15 песен перекомпонованы и разделены между тремя исполнителями – двумя баритонами и меццо-сопрано».

В 1908 году Шенберг переживает личную драму – его жена Матильда оставила ему двоих детей и ушла к 25-летнему австрийскому художнику Рихарду Герстлю. Однако разрыв с Шенбергом и его кругом оказался для Герстля настолько невыносимым, что он покончил с собой, а Матильда вернулась к мужу.

Борис Юхананов и его творческий коллектив задумали сделать спектакль в виде променада, в котором зритель мог бы перемещаться от станции к станции и видеть разных героев этой истории в разных мизансценах и скользящих по стенам тенях и проекциях.

Это мировая премьера сценической версии и, вероятно, первое исполнение всего цикла Шенберга в России. Художник-постановщик – Степан Лукьянов, художник по костюмам – Анастасия Нефедова, хореограф - Александр Конников. Музыкальным руководителем постановки стала пианистка и концертмейстер Елизавета Дмитриева.

Исполнители:  Ульяна Бирюкова, Николай Землянских, Илья Кутюхин. Фортепианные партии: Елизавета Дмитриева и Александр Широков.