Новости культуры российских регионов
29 декабря 2022
Москва

Когда мы были молодыми

5 января в прокат выходит фильм Григория Константинопольского «Клипмейкеры»

Режиссёр приглашает зрителей окунуться в эпоху 90-х, совершить головокружительное путешествие в дни своей молодости и детства нашей страны, новой молодой России. Тогда всё только начиналось, и всё, как поётся в известной песне, «было впервые и вновь».

Назвав свой фильм «Клипмейкеры» Григорий Константинопольский чётко обозначил и социальную среду, и персонажей, и в какой-то степени жанр картины. Герои фильма первопроходцы, они делали то, чего у нас ещё никто не делал, они осваивали искусство, давным-давно уже укрепившееся в западной поп и рок-культуре. Они – клипмейкеры, ёмкое и точное словечко, появившееся у нас в 90-е. Тогда на смену, возможно, и весьма высокохудожественной, но уже довольно надоевшей и скучной подаче песенного материала, пришла новая – яркая, образная, дерзкая, далеко не всегда талантливая (чего уж греха таить), но зато ни разу не скучная. Люди уже не хотели просто слушать песню и смотреть на стоящего столбом исполнителя, им был необходим увлекательный видеоряд, по сути, мини-фильм, сопровождающий музыкальное произведение. И вот тогда в музыкальную индустрию потянулись профессиональные режиссёры, для которых клипмейкерство стало, во-первых, возможностью получить хорошо оплачиваемую работу, а во-вторых, ступенькой на пути в большую режиссуру. Режиссёрами полнометражного кино, в итоге, стали не все, но клипы многих из них можно считать вполне самостоятельными короткометражными лентами.

«Этот фильм был придуман как рассказ о любимых людях, - говорит о «Клипмейкерах» Григорий Константинопольский. - Не уверен, что они меня любят, но факт в том, что я их люблю. У меня был друг – Армен Петросян, он погиб. Я хотел сделать фильм о нем, о том времени, о нашей компании. Возможно, эта история и выглядит, как автобиография, но в ней 5 главных героев, и все они самоценны, все выписаны подробно. Про каждого есть отдельная новелла. Все характеры в фильме очень обаятельные. Понятно, что многое выдумано, но многое было на самом деле. Поди узнай, что выдумано, а что нет. Все эти герои были новыми, свободными, пришло новое время и их выкинули – кого-то тогда, кого-то попозже, кого-то сейчас.

Мой фильм сильно отличается от всего того, что снимают про девяностые, потому что таких девяностых, как у меня, никто не видел – это ведь девяностые творческой богемы. Мои герои – яркие, острые, экзальтированные люди, которые жили совершенно отдельной жизнью. В фильме есть сцены с народом, который смотрит на эту тусовку, как на волнистых попугайчиков, и, похмельный, идёт на работу. Никто из них не хороший и не плохой. Просто жизнь у них совсем разная».

В картине снимались Александр Горчилин, Александр Кузнецов, Мария Шалаева, Арам Вардеванян, Роза Хайруллина, Николай Фоменко, Александр Молочников, Никита Пресняков, Риналь Мухаметов.

«Клипмейкеры» – это гомерически смешное и щемяще-пронзительно-грустное кино. Это реквием по 90-м, это тоска по детству нашей молодости и молодости нашей страны, это прощание с тем временем, которое уже никогда не вернётся, со временем, может быть нелепым и странным, тревожным и непонятным, но так же удивительно свободным, ярким, дерзким, красивым, временем надежды и любви. Как хорошо, что оно было! Как жаль, что оно ушло…

Александра ИВАНОВА  

Полная версия рецензии будет опубликована в январском номере газеты Союза кинематографистов РФ «СК-новости»