Новости культуры российских регионов
10 декабря 2022
Москва

Компьютерная драма в Музыкальном театре имени Сац

Режиссер и руководитель театра Георгий Исаакян представляет спектакль «ОНА» о романе писателя и операционной системы

Жанр спектакля «ОНА» («ОперационНая системА») – «компьютерная драма». В основе постановки — оскароносный сценарий знаменитого одноименного фильма Спайка Джонса с Хоакином Фениксом в главной роли (2013). Это история о романе между писателем и операционной системой, чьим голосом в фильме говорит Скарлетт Йоханссон.

«Драматический спектакль «ОНА» возник на сцене театра музыкального, потому что вселенная этого спектакля в первую очередь — это вселенная звука, голоса, той эфемерной субстанции, которая и есть суть музыки», –говорит режиссер Георгий Исаакян. – На две главные роли я пригласил серьезных драматических актеров с тончайшим музыкальным нутром. Это Анастасия Светлова и Андрей Кузичев. Постоянными слушателями и зрителями театра являются и студенты, и молодежь, и взрослая публика. Мы рискнули обратиться к «взрослому» тексту Спайка Джонса, знаменитому сценарию фильма «ОНА», получившему в свое время «Оскар» именно за сценарий».

Помимо Георгия Исаакяна над премьерой работали художники-постановщики Анна Кострикова и Денис Сазонов, художник по свету Сергей Васильев, художники компьютерной графики Арина Шлыкова и Александр Жикин, а за создание видео отвечают Екатерина Мазухина, Мария Андросова, Никита Князев и Владислав Рябцев.

Таким образом, футурологический сюжет сценария «ОНА» стал материалом для второго спектакля футуристической трилогии «Я, робот». Первая часть трилогии, «посвященная взаимоотношениям человека и искусственного интеллекта», была показана в конце июня 2022 года — проект открыла AR-опера «Любовь к трем цукербринам». Постановка Георгия Исаакяна стала мировой премьерой сочинения композитора Константина Комольцева, а одноименный роман Виктора Пелевина.

Заключительной частью трилогии станет VR-балет хореографа Кирилла Симонова и композитора Габриэля Прокофьева, которые создадут «Двухсотлетнего человека» по повести Айзека Азимова. Премьера намечена на вторую половину сезона.

«Сам посыл сценария «ОНА» нам показался чрезвычайно важным и абсолютно точно ложащимся в контекст той трилогии, которая сложилась в соседстве с оперой «Любовь к трём цукербринам» по роману Виктора Пелевина и балетом по повести Айзека Азимова «Двухсотлетний человек»: разные аспекты столкновения человека и машины, – говорит режиссер Исаакян. – В каком-то смысле обращение к тексту Спайка Джонса ничуть не более рискованно и ничуть не менее важно для нашего театра, чем обращение к музыке Игоря Стравинского, Филипа Гласса или Пауля Хиндемита, поскольку мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать».