Новости культуры российских регионов
20 октября 2022
Москва

Марафон шекспировских трагедий на 21 день

С 22 октября по 19 ноября на Малой сцене Электротеатра «Станиславский» будут представлены работы студентов-выпускников Мастерской Бориса Юхананова

Новый процессуальный проект «МИР РИМ» представлен в трех частях: «Подмостки» (11 вечеров), «Дорога» (4 вечера) и «Элизиум» (6 вечеров). В эти вечера режиссеры-выпускники Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-6) покажут свои работы по трагедиям римского цикла Шекспира — «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан». Итого 21 спектакль по три часа каждый.

Тематически и композиционно это единое сочинение, которое вбирает в себя очень разные свойства и техники, часто далеко уходящие от форматов, связанных с природой шекспировской игры. Помимо трагедий Шекспира в этом новопроцессуальном театральном проекте будут перформативные зоны, исследующие тексты современных философов — Людвига Витгенштейна, Владимира Бибихина, Петера Слоттердайка. Также в спектаклях используются фрагменты произведений Евгения Замятина, Чингиза Айтматова, Федора Достоевского, Антонена Арто, Альбера Камю, Франца Кафки, Сенеки, Данте и других авторов.

Все работы объединены общей композицией, задуманной Борисом Юханановым и художником Иваном Кочкаревым. Здесь использованы мэппинг и другие визуальные и звуковые аттракционы. Над оформлением постановок также работали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ. Всего над проектом трудились более ста человек.

«Звуки и буквы, определяющие слова «Мир» и «Рим», образуют квадрат, который мы наполняем звучанием шекспировских трагедий, – говорит Борис Юхананов.  – Из этого квартета текстов можно создать первозданный шекспировский Рим, в котором личность формировалась принципами, правом и правилами, но при этом человек сохранял свою субъективность как тайну. Если же соединить эти два слова, то получится «МИРРИМ» — слово с рычанием внутри, намекающее на присутствие римской волчицы. Мир понят как образ бытийственной тайны, полноты жизни, не тронутой ангажементами и склонной к немоте и тишине».

Борис Юхананов уже выпускал в Электротеатре новопроцессуальные проекты: «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (2016 год) по тексту Апулея разыгрывался в течение пяти дней, а «Орфические игры. Панк-макраме» (2018 год), основанные на мифе об Орфее, состояли из 12 спектаклей.