Фестиваль прошёл в Екатеринбурге и других городах области с 1 по 6 октября. На «России» программа всегда насыщенна и разнообразна, но в этом году киносмотр превзошёл сам себя, представив на суд жюри и зрителей сильнейший конкурс, включавший в себя как картины мэтров отечественной кинодокументалистики, так и ленты дебютантов. Хочется поблагодарить программного директора фестиваля Инну Демежко за тщательный отбор фильмов, это просто филигранная работа.
Фестиваль проходил в Екатеринбурге уже в 33-й раз, он любим зрителями, его ждут, на просмотрах почти всегда полный зал. Но что важно: людей интересует не только само кино, но и разговор о нём. Ежедневно после всех показов зрители собирались на обсуждения увиденного вместе с авторами картин, и эти встречи, порой, проходили очень бурно. Кроме того, жители Екатеринбурга участвовали в зрительском голосовании, оценивая конкурсные фильмы. Наибольшее число голосов и, соответственно, Приз зрительских симпатий в этом году получила картина режиссёра Натальи Гугуевой «НЕрасставание» (производство: студия «Встреча», Москва). Фильм также отметили и журналисты, вручив ему Приз кинопрессы с формулировкой «За новаторское расширение тематического пространства документалистики, за освоение территории человеческих чувств». Меня чрезвычайно порадовал тот факт, что зрители в первую очередь оценили картину, которая затрагивает вечную тему любви и отношений. В нашем неспокойном (особенно сейчас) мире так важно говорить именно о любви, так необходимо сохранять островки спокойствия и стабильности, так сложно, но нужно не потерять в себе Человека.
Наталья Гугуева сняла камерную, тонкую картину именно о Любви. И это несмотря на то, что герои её истории уже давно(30 лет назад!) расстались и не живут вместе, у каждого из них другая семья. Вера и Олег – артисты балета. Это был студенческий брак, они однокурсники по балетному училищу. Уже не будучи супругами, иногда работают вместе. Вот мы, благодаря режиссёрскому глазу Натальи Гугуевой и операторскому – Ирины Уральской, застаём их во время такой творческой командировки в Орёл, куда балетмейстеры приехали для постановки спектакля в местном театре. Несколько дней, уложившихся в 68 минут экранного времени, мы проводим с этой парой и узнаём об их личной жизни практически всё: от любви до ненависти, от измен до прощения и прощания. Как сказала режиссёр: «Самое сложно было не скатиться в такую грань, которая называется «подглядывание в замочную скважину». Сразу скажу, это у Натальи Гугуевой получилось, рассказ о самом интимном – невероятно искренний, но не пошлый. И, да, верно подметила автор картины: «Любовь в нашем искажённом мире принимает такие формы». Людская драма, когда двое проросли друг в друга корнями и это даже больше, чем любовь, но при этом они не могут быть вместе – история вечная, и в то же время каждый раз нова.
Схожую тему затронул в своей ленте «Ишим» дебютант Кирилл Султанов. Он показал встречу своих давно разведённых родителей в городе их юности.
Фильм «Оранжевый мяч» производства кинокомпании «СНЕГА» (Екатеринбург) получил Диплом жюри «За веру авторов в будущее российского спорта». Режиссёр Наталья Саврас представила вниманию зрителей историю, героини которой девочки-подростки из баскетбольной команды «Динамо-Курск». Отличная зарисовка о спортивных буднях, о том «из какого сора» произрастают победы, как куются характеры. Спортивная тематика вообще оказалась в фаворе на нынешнем кинофестивале: жюри под председательством режиссёра Валерия Ахадова Главный приз отдало фильму Арсения Кайдацкого и Юлии Серьгиной «Уральское дерби» о хоккейных командах Челябинской области.
Ещё одна картина кинокомпании «СНЕГА» – «Обретение Родины» Павла Фаттахутдинова – открывала фестиваль (она была показана вне конкурса). Интереснейшая история о русской эмиграции в Харбин и Шанхай и последующем возвращении на Родину, много архивных кадров, воспоминания потомков и даже участников тех событий.
Симпатичный «научпоп» снял режиссёр Иван Твердовский. Его картина «Пятьдесят оттенков толерантности» с юмором и иронией рассуждает об истоках такого понятия как толерантность и о его преломлении в современном мире. Фильм получил Приз Российского государственного архива кинофотодокументов «За фильм, достойный государственного хранения».
Картина Сергея Дебижева «Святой Архипелаг» (производство: кинокомпания «Два капитана») была удостоена награды за операторское мастерство и это, несомненно, правильное решение. Оператор Алексей Немов действительно потрясающе передал величественную красоту Соловков и быт Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря.
А вот фильм дебютанта из Якутии Айаала Адамова «Белая земля» перенёс зрителей в далёкую тундру. 15-минутная лента о том, как оленеводы съезжались на свой праздник, День оленевода, невзирая на сильную бурю, полностью погружает в атмосферу происходящего, кажется даже, что с экрана веет холодом морозной зимы. Картина получила Диплом «За создание поэтичного образа Родины».
В годовщину ухода из жизни Василия Шукшина на фестивале был показан фильм Алексея Федорченко «Монета страны Малави» (производство: Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург). Снимал он картину во время Шукшинских дней на родине актёра и режиссёра на Алтае. Но это, конечно, не унылое повествование об официальных торжествах, а ироническая, смешная, добродушная зарисовка, тон которой задаёт цитата из Мединского, приведённая в начале фильма. Сказал бывший министр культуры вот что: «Алтайская земля настолько богата, что могла без подготовки - раз! - и родить Василия Макаровича Шукшина». Ближе к финалу ещё одна цитата из него же, где он заявляет, сколько бы ещё, мол, Шукшин мог натворить, если б не умер. Ну а между этими двумя чиновничьими высказываниями прелестный кинорассказ практически в духе шукшинских новелл о чудаках, о той доле абсурда, которая присутствует в нашей жизни, когда хотят, как лучше, а получается, как всегда. А ещё о земляках Шукшина, наших современниках, которые живут, как умеют, делают, что могут, и иногда это у них получается талантливо. Василию Макаровичу, наверное, понравилось бы. Что касается монеты, вынесенной в название фильма, то она действительно существует – в далёкой африканской стране была выпущена она к юбилею Шукшина. На ней изображён он и калина красная в позолоте. Фильм получил Специальный приз жюри.
Полностью на архивной хронике построен фильм Андрея Осипова «Фаза луны» (производство: студия «Точка зрения», Москва). Осипов вообще виртуозно работает с хроникальными кадрами, невероятно тонко и точно выстраивая сюжетную линию. На сей раз его работа была посвящена истории СССР в 30-50-е годы. И это очень ценный документ эпохи, заслуживающий раздумий и осмысления.
Вне конкурса на фестивале было представлено немало любопытных программ, одна из которых носила название «К 100-летию образования СССР. Из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов». Подряд, стык в стык, были в один вечер показаны два фильма, дополняющие друг друга. Первой картине, созданной на студии «Центрнауучфильм» уже 50 лет, она была снята к 50-летию образования Советского Союза и называется «В Союзе едином». Такая жизнерадостная агитка, представляющие все советские республики. И вслед за ней зрители увидели фильм той же студии, но уже 1991 года. Картина «Союз бывших» рассказывает историю подписания Беловежских соглашений руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины.
По традиции фестивальные показы и встречи с авторами картин проходили не только в Екатеринбурге, но и в других городах области, а именно – в Верхней Пышме, Нижнем Тагиле, Невьянске, Ревде, Дегтярске. Также конкурсные работы в режиме реального времени транслировались на сайте фестиваля и их можно было посмотреть в любой точке мира.
В последний день работы киносмотра состоялся интересный круглый стол на тему «Кинематографические связи на просторах бывшего Союза: потери и обретения».
Хочется поблагодарить всю фестивальную команду за слаженность в работе, чёткость, внимание к гостям и высочайший профессионализм.
Полный список призов фестиваля можно посмотреть на сайте.
Фестиваль проходил при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.
Александра ИВАНОВА, Екатеринбург-Москва