Картина была снята в 1964 году и имела огромный успех во всём мире. Лента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1964-го года и пять номинаций на «Оскар».
Идея создать кинооперу пришла к режиссеру Жаку Деми после просмотра популярных американских телеопер Джанкарло Линотти. В них звучал оперный вокал, а по формату они напоминали спектакли. По примеру традиционной оперы, Деми ввел в свою картину три акта: Отъезд, Разлука и Возвращение, в результате сделав «Шербурские зонтики» еще более похожими на спектакль.
При этом Деми, супруг не менее легендарной Аньес Варда, был режиссером-авангардистом, представителем французской «новой волны». Он учился у Годара и Трюффо и стал известен еще в 1961 по картине «Лола». «Зонтики» – нетипичный для режиссера фильм, созданный для массовой аудитории по популярной формуле: история любви + трогательная музыка + понятный сценарий. Несмотря на скепсис прокатчиков, Деми удалось создать массовую картину – только во Франции в первый год мюзикл посмотрело более миллиона человек.
Картина, при внешней легкости, выделяется серьезностью своей темы. Это не только история о взрослении и юношеских мечтах, разбивающихся о реальность под жизнерадостную музыку. Одновременно с этим фильм представляет собой комментарий режиссера о матерях-одиночках и войне в Алжире, а также первый мюзикл о пролетариате. В «Шербурских зонтиках» сквозь призму несерьёзного показаны проблемы рабочего класса и мелкой буржуазии. Персонажи оказываются заложниками ситуации – волшебство рушится, когда Ги отправляется на службу. Находясь вдалеке от любимой, он тешит себя надеждой на счастливое будущее, а Женевьева вынуждена уступить матери, жаждущей выдать ее замуж. Пламенный романтизм противопоставляется трезвому цинизму. Деми также удалось дать честный портрет человека, вернувшегося с войны – Ги хромает из-за осколка гранаты и переживает ПТСР. Во Франции о фильме отзывались, как об одной из самых правдивых картин об алжирской войне и ее последствиях. Как говорил Жак Деми: «Это фильм о войне, о разлуке, обо всём, что препятствует счастью и поэтому становится нам ненавистным».
Визуальная и музыкальная составляющие контрастируют с угрюмостью описанной в фильме реальности. Как говорил сам Деми: «Лучше я буду идеализировать действительность, иначе зачем ходить в кино?». Показав повседневную реальность максимально торжественно (акцент на обыденности диалогов персонажей, старательно исполняющих песенные партии), автор вместе с композитором Мишелем Леграном создал по-настоящему уникальное произведение. Деми называл свой новаторский подход «идеализацией повседневности». Впоследствии критики описывали «Зонтики» как «стихотворение в музыке и цвете», а Жака Деми признавали основателем поэтического реализма в кино.
Фильм сделал настоящую звезду из до того малоизвестной Катрин Денёв. Первоначально на главную роль в фильме была приглашена победительница конкурса «Евровидение» Изабель Обре, но из-за серьёзных травм, полученных в дорожной аварии, она была вынуждена отказаться. Попробовать Катрин Денёв Жаку Деми посоветовал режиссер Роже Вадим, с которым у Денёв был роман. Для роли Денёв пришлось похудеть на 10 килограмм и покрасить волосы в более светлый тон, при этом во время съемок актриса была беременна. В каком-то смысле, в фильме ей не пришлось играть – она действительно переживала то же, что и ее героиня. Беременность и неофициальные отношения с Роже Вадимом, с которым они были абсолютными антиподами, но были влюблены – всё это делало Катрин органично-проникновенной в своей роли.
На момент съемок ей было 20 лет. Ее старшая сестра, Франсуаза Дорлеак, сильнее настроенная на успешную актерскую карьеру, уже приобрела первую популярность. Однако после Каннского кинофестиваля 1964-го года, где Деми стал триумфатором и получил Золотую пальмовую ветвь, Денёв в одночасье затмила свою сестру. В конкурсной программе того же года была картина Франсуа Трюффо «Нежная кожа», главную роль в которой играла Франсуаза Дорлеак. Денёв признавала, что неудача сестры мешала ей полностью насладиться успехом. В прессе появлялись сообщения о «соперничестве» сестёр-актрис, и Катрин была вынуждена заявлять, что ей нечего делить с Франсуазой, так как они слишком разные.
«Шербурские зонтики» оказали огромное влияние на мировую модную индустрию. Катрин Денев после выхода фильма была признана настоящей законодательницей мод. Цветные кокетливые платья с мягкими уютными кофтами поверх, яркие плащи в цвет основного наряда, балетки, локоны и высокие прически с ободками – все это стало символом романтичной девушки 60-х, визитной карточкой моды того времени. За костюмы в фильме отвечала Жаклин Моро. Именно она придумала для главной героини прическу, которую повторяли в парикмахерских всего мира – высоко поднятый на затылке хвост, украшенный цветной лентой. Каждый костюм и его цвет в фильме несут определенную смысловую нагрузку: главная героиня Женевьева бежит на свидание с Ги в радостно-жёлтом плаще (цвет надежды), провожает любимого в невинном, искренне-белом, тоскует – в платье нежно-голубой грусти, встречается вновь – в строгом коричневом манто.
«Зонтики» стали первым цветным фильмом Жака Деми, и цвет здесь играет особую роль. Съемки велись не в павильонах, а на реальных улицах Шербура (что само по себе было в новинку для кинематографа того времени), и стены домов специально перекрашивали в разные тона, чтобы передать настроение каждого эпизода.
В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани и Краснодаре пройдут спецпоказы фильма, где картину можно будет увидеть до проката и обсудить с приглашенными спикерами.
Москва. 13 июля. Киноцентр «Октябрь». Спецпоказ Blueprint х КАРО.Арт. После показа — дискуссия.
Санкт-Петербург. 12 июля. Кинотеатр «Аврора». Показ и обсуждение с Елизаветой Фандориной («Правое полушарие Интроверта»).
Ростов-на-Дону. 9 июля. Киноцентр «Большой». Показ и обсуждение с киноведом Кристиной Томиловой.
Ярославль. 14 июля. Киномакс-Аура. Фильм представят кинокритики проекта «Нефть».
Казань. 14 июля. Киномакс-IMAX. Показ и обсуждение с кинокритиком Адилей Хайбуллиной.
Новосибирск. 13 июля. «Победа». Показ и видеоконференция с историком кинокостюма Анной Баштовой.
Краснодар. 14 июля Монитор. Показ и обсуждение с кинокритиком Алексеем Двоеглазовым.
Полное расписание показов и билеты
Прокат фильма на территории России осуществляет компания Russian World Vision.