Новости культуры российских регионов
3 июня 2022
Москва

В поисках настоящей Джейн Биркин

16 июня компания Russian World Vision выпустит в российский прокат фильм «Джейн Б. глазами Аньес В.» культового режиссера Аньес Варда

Фильм–портрет певицы, актрисы и иконы стиля Джейн Биркин глазами «бабушки новой волны» Аньес Варда во всем многообразии непостоянства. Картина является как посвящением Джейн Биркин, так и всему кинематографу, представленным калейдоскоп вымысла и смыслов, в котором хочется заблудиться. Биркин меняет роли, разыгрывает сцены из выдуманных фильмов, предстает то Жанной д'Арк, то возлюбленной Тарзана Джейн. Нам же остается гадать, где правда, а где вымысел.

         Все началось с письма, которое Джейн Биркин отправила Аньес Варда после просмотра «Без крыши, вне закона» (1985). Оно было написано на эмоциях, получилось неразборчивым и требовало расшифровки. Варда предложила Биркин встретиться и обсудить все вживую. Во время последующей беседы, певица поделилась с режиссером своими тревогами по поводу своего грядущего сорокалетия. Аньес, в ответ, предложила Джейн сделать портрет, ведь это — «идеальное время и чудесный возраст». Тогда же и была задумана уникальная концепция фильма, который нарушал все клише обыкновенных экранных биографий, в которых интервью всегда чередуется с видеонарезкой уже вышедших и известных картин.

         Варда задумала снять сцены из фильмов, которых не было, сопроводив их заранее подготовленными и отрепетированными интервью. Французскую культуру в кадре олицетворяют Серж Генсбур, Жан-Пьер Лео («400 ударов», «Мужское-женское») и Филипп Леотар («Элиза», «День шакала»). Международную поп-культуру, сюжеты, связанные с Тарзаном и легендарными комиками немого кино Лорелом и Харди. Но самое важное, это то, насколько разной предстает перед зрителем Джейн Биркин — в кадре она оказывается то уязвимой и слабой, то храброй и смелой, то чуткой и романтичной. Актриса меняет маски так же, как бывает изменчива и женщина. В череде этих неповторимых и удивительных ролей скрывается настоящая Джейн, а зрителю остается только догадаться, где именно сама Джейн.

         Этот раскованный, полный внутренней творческой свободы портрет, не только запечатлел во всей красе икону стиля Джейн Биркин такой, какой ее в те годы не видели и не могли себе представить поклонники, но и в очередной раз подтвердил, насколько выдающимся художником была Аньес Варда. Автор в фильме неотделим от музы, своего натурщика, а зритель, в свою очередь, наблюдает на экране вдохновенный симбиоз двух выдающихся женщин своего поколения.

         Премьера фильма состоялась в 1987 году во французских кинотеатрах, а фестивальная судьба в год выхода ограничилась показами на смотрах в Иерусалиме и Торонто.