Новости культуры российских регионов
3 июня 2022
Москва

Добро пожаловать в балаган!

Премьера в театральном центре «Вишнёвый сад»

Многие скажут: ну, какие сейчас могут быть комедии? А я вам отвечу — добрые и вечные, и именно сейчас, как та самая «Женитьба Фигаро», которую советовал перечесть А.С., как мысли черные придут. Итак, комедия, но не пошло-легкомысленная, а такая, чтобы и посмеяться, и взгрустнуть, и задуматься о чём-то большем. Словом, такая, как «Балаган. Коровы - на выход! Актёры - на вход!», поставленная Натальей Шумилкиной в столичном театральном центре «Вишневый сад».

Пьеса нашего современника Чарльза Мори о сценическом закулисье, об актерско-режиссерских буднях вновь доказывает, что весь мир — театр, а актёры — тоже люди. Которые шутят, плачут, ссорятся, расстаются, влюбляются, только  на градус выше. Интересно, что сам американский драматург описал в пьесе собственный опыт актера и худрука в летнем театре в штате Нью-Хэмпшир.

Режиссер Наталья Шумилкина, известная театралам по постановкам «Ксения Петербургская» и «Четвертый богатырь» в РАМТе, выбрала пьесу неслучайно:

- За зиму люди устают и физически, и морально, и весной им хочется чего-то свежего, оптимистичного, солнечного, поэтому театр обычно выбирает для постановки комедии. А пьеса Мори еще и про театр, про дело, которым мы живем. Мы решили поговорить о том, за что мы любим, а иногда ненавидим театр. Это, как говорит переводчик пьесы Ольга Варшавер, настоящий гимн театру, про людей, для которых это призвание и миссия, и как это трудно порой дается. Работа, конечно, шла непросто, потому что давила внешняя ситуация, но может быть, именно она и помогла нам справиться с тяжелыми эмоциями.

В «Балагане» Наталья, сама побывавшая за сценой в ипостасях актерской дочери, завтруппой, режиссера, показала театр изнутри как на ладони. Приблизив его к зрителю, словно под увеличительным стеклом. Провинциальный театр «Балаган» (и не важно, что американский) в ее подаче — это фееричная, подчеркнуто фарсовая арена для человеческих страстей. Которые актёры воплощают в себе в квадрате, а то и в кубе, что с нескрываемым удовольствием и драйвом разыгрывают артисты «Вишневого сада». В спектакле с лихвой самоиронии, что само по себе ценно (много ли вы найдете смеющихся над собой политиков или железнодорожников?), но её уравновешивает любовь к театру и людям, что его создают.

Каков же адский коктейль театральных грехов и типов? Вот тщеславие стареющих премьеров - парочка давних партнеров Дейзи и Ричфилда в исполнении Натальи Кабаевой и Валерия Новикова трогательна, а Виктор Бочков в роли вечно недовольного мэтра Вернона Волкера, напротив, как и должно, не слишком приятен. Вот эгоцентризм и недалекость молодых звезд - Денис Кравцов и Мария Лисецкая смешны и заразительны в своих амплуа, а вот начинающий талант, который еще не знает своих сил - в роли будущего «Де Ниро» серьёзный Илья Крутояров. Добавьте к этому сомневающегося умницу-режиссера - Александр Волочиенко в роли Гордона Пейджа органичен и обаятелен - и его стервозную верную помощницу, бывшую жену - образ Сары Маккей словно создан для Варвары Ивановой (имейте в виду, что почти на все роли в спектакле двойной состав, и вы можете увидеть другие нюансы актерской игры). И все персонажи без исключения полны поистине детского желания играть и находиться в центре внимания.

И однако эти же люди беспредельно преданы — сцене, пусть это даже бывший коровник, ради неё они готовы пожертвовать всем, пойти на любые дурацкие эксперименты и играть практически бесплатно, в спартанских условиях. Всё это великий и ужасный театр. Где артисты одновременно жалки и прекрасны, где они идиоты и боги, где им подвластно всё - от уморительной «тетушки» Чарли, у которой «в лесах много-много диких обезьян», до трагедии Гамлета, которого играют на разрыв аорты перед кучкой провинциальных зрителей.

Заслуживает внимания и то, как виртуозно и к месту обыгран в «Балагане» приём «спектакль в спектакле»: маленький фарс про Дракулу, разыгранный как будто перед публикой американской глубинки, — это отдельное удовольствие. И, конечно, режиссер не отказала себе в возможности похулиганить и пожонглировать разными жанрами — здесь тебе и песни, и танцы, и комедия, и фарс, и драма (например, между режиссером и бывшей женой), и трагедия без дураков. Смех сменяется комком в горле. Казалось бы, мы видим закулисье «Гамлета» (что сделано весьма изобретательно по сценографии), но и оно рождает волшебный эффект. В эти мгновенья театр и демонстрирует свою власть над нами — время приостанавливает свой бег, комедия превращается в трагедию, клюквенный сок - в кровь, тыква — в череп Йорика, суета исчезает и жизнь наполняется смыслом. Всё оказывается не зря. Театр становится миром.

         Но не волнуйтесь, и в этом «Балаган» не переборщит, смех и грусть перемешаны здесь в гармоничной пропорции. Спектакль оставляет после себя на редкость светлое чувство. Возможно, даже неофитам после его просмотра захочется примерить на себя страстное признание: «Любите ли вы театр, как люблю его я?». В общем, для закрытия театрального сезона «Балаган» — самое то.

         Татьяна ЕФЛАЕВА