Новости культуры российских регионов
28 мая 2022
Москва

И бедность не порок

Театр «Школа драматического искусства» представил премьеру по комедии А. Н. Островского «Трудовой хлеб»
Анна Кузьминская и Андрей Миронов-Удалов Фото Наталии Чебан

«Трудовой хлеб» - не самая известная пьеса драматурга. Она была написана в 1874 году и опубликована в 11 номере журнала «Отечественные записки». В том же году была поставлена в Малом театре в Москве и Александринском театре в Санкт-Петербурге. Вообще, постановок этой комедии не так уж и много, а по сравнению с другими пьесами автора так и вовсе мизерно мало. Последний раз её можно было увидеть в Малом в 1998 году. А в XXI веке первым из российских театров за «Трудовой хлеб» взялся ШДИ, и постановка режиссёра Егора Равинского послужила очередным доказательством того, что Островский по-прежнему актуален, а в наши дни, возможно, и актуален в квадрате.

           «Подавляющая и развращающая сила денег — вот главная тема почти всех бытовых пьес Островского. В обширной перспективе, какую они представляют, начиная от тридцатых и кончая восьмидесятыми годами, получается грандиозная и жестокая картина...  Денежное рабство у бедных, денежный деспотизм у богатых и общее поклонение деньгам одинаково проникают и комедии Островского, посвященные миру чиновников и культурных людей..», - писал в 1886 году критик Дмитрий Коропчевский.

         Денежная тема остро встаёт и перед персонажами «Трудового хлеба». Бедствует главный герой пьесы Иоасиф Наумыч Корпелов (Дмитрий Репин), добывающий «трудовой хлеб» частными уроками. На его попечении ещё и племянница Наташа (Анна Кузьминская), девушка на выданье. А куда ж замуж без приданого? Впрочем, приданое-то есть, матушка Натальи, работавшая экономкой у знатных господ, скопила энную сумму для дочери, а, умирая, приказала брату беречь эти деньги как зеницу ока и отдать их только достойному жениху. Не могла же она предположить, что девушка влюбится в проходимца и от всей широты влюблённого девичьего сердца вручит своё приданое ему на неблаговидные цели. Впрочем, что ни делается всё к лучшему, одни деньги ушли, другие пришли, да и жених в итоге нашёлся достойный, по-настоящему влюблённый именно в юную особу, а не в её деньги.

         У режиссёра Егора Равинского получилась изящная, воздушная постановка, погружающая зрителя в колоритный мир персонажей Островского с их меткими фразами и точными замечаниями и одновременно с этим дающая простор для воображения и возможность с лёгкостью проецировать персонажей и события в современную действительность. С момента появления пьесы прошло сто с лишним лет, а ведь по-прежнему такие бедные, но благородные «Корпеловы» живут в России и изо всех сил пытаются заработать себе и своим близким на жизнь, не теряя чести и достоинства. А, потерявшие голову от любви «Наташи», продолжают верить вертопрахам и их сладким, но бесполезным речам.

         Хочется отметить математически выверенную сценографию спектакля (сценограф – Юлиана Лайкова). Декораций на сцене – минимум, периодически в пустом пространстве появляется предмет, необходимый в эту минуту, и так же легко и незаметно исчезает, исполнив своё предназначение.

Театральная условность в данном случае ещё больше играет на руку сюжету, и все эти картонные кресла, столы, диваны и музыкальные инструменты лишь подчёркивают суетность и бренность вечных человеческих устремлений. Живое на сцене лишь одно – люди, а важны только их чувства, мысли и поступки.  

         А за людей отвечает превосходно подобранный актёрский ансамбль, абсолютно в унисон исполняющий гармоничную мелодию Островского. Обаятелен чудаковатый и добрый Корпелов в исполнении Дмитрия Репина. Прелестна Анна Кузьминская в образе Наташи, идеально передающая всю гамму чувств и переживаний молодой девушки. Колоритна кухарка Маланья (Ирина Хмиль). Точный образ скучающего богатея создаёт Игорь Лесов в роли Матвея Петровича Потрохова. Данил Никитин в образе лавочника Ивана Федулыча Чепурина – типичный персонаж Островского. Андрей Миронов-Удалов, сыгравший неудавшегося жениха Наташи Егора Николаевича Копрова, уверенно и метко рисует образ своего плутоватого персонажа.  

         «Трудовой хлеб» в ШДИ эмоционально вовлекает зрителя в своё пространство, не даёт заскучать и оставляет хорошее эстетическое послевкусие.

         В этом сезоне ещё есть возможность посмотреть спектакль 12 июня и 9 июля. Приходите, не пожалеете!   

         Александра ИВАНОВА