Программа 3-го фестиваля «Московская премьера» включала в себя 85 фильмов, это и конкурсы полного и короткого метров, гала-премьеры и ретроспективные и специальные показы. Киносмотр с международным акцентом, чьей основной миссией остается единство кинематографического пространства стран бывшего СНГ, впервые в этом году получил поддержку Минкульта.
В крайне сложное время ограничений и запретов, наложенных на оффлайн-мероприятия, многие авторы фильмов приехали в Москву и лично представляли свое творчество в эти декабрьские дни. А были здесь и европейские премьеры (в коротком метре) и российские, и московские.
В полнометражном конкурсе показали семь фильмов, из которых в шести действие происходит в наши дни. «Солнце будет завтра» армянина Роберта Дэфа (это его дебют в полном метре), военная драма о трагических событиях в Степанакерте в 90-х, также «резонирует» в современность. Интересно, что благодарят создатели фильма и двух министров культуры РФ – действующего и бывшего. …Родные, оказавшиеся по разные стороны линии фронта, сын в поисках матери, потери и утраты на протяжении всего пути. Тяжелая в эмоциональном плане картина, снята великолепным оператором Алишером Хамидходжаевым; и здесь трудно не отметить в главной роли Кирилла Гребенщикова, которого большинство зрителей чаще видит в необязательной сериальной продукции.
Но лучшим актером по итогам феста стал Данияр Алшинов, сыгравший главную роль в фильме «Коллективный иммунитет» (Казахстан) Адильхана Ержанова. Это не первое сотрудничество известного режиссера и актера, тяготеющего к эксцентрике. Участковый Селькеу в исполнении Д. Алшинова ходит в гавайской рубашке, он плутоват и нечист на руку, на короткой ноге с бандитами, не чурается взяток, и вообще далек от портрета образцового охранника порядка. Проблемы начинаются с приездом в родной аул комиссии из города, возглавляет которую полицейский-законник…Казахский фильм по жанру близок и к бадди-муви и к криминальному экшену закономерно, постреливают здесь постоянно. Причем в стилистике этой скромной по бюджету картины выглядит это весьма органично. Все врут как дышат, подставляют друг друга, «закон же меняется постоянно», как говорит главный герой. И добавляет: «Может, через несколько лет тебе стыдно будет за этот закон». Селькеу-участковый, конечно, добрый малый, и о справедливости понятие имеет, вот только категории добра и зла перемешались в родном селении, как и во всей стране. И пританцовывающей походкой герой направляется к неминуемой гибели, и идет, раненный, и улыбается. Оммаж годаровскому финалу «На последнем дыхании» как-то естественен для Ержанова. Который и нуар и боевик любит, и чтоб герой был симпатичен.
Чего не скажешь о главном персонаже картины Виталия Суслина «Рапана». Суслин в этот раз поменял геолокацию, и его «маленький человек» блуждает не в провинциальных коридорах российской глубинки, не по ее разбитым тропам, а вполне по столичным улицам и площадям. Уходит из кукольного театра после конфликта с режиссером, пытается реализовать свое лицедейство вне сцены и дома, игнорирует жену и мать (спасибо режиссеру за приглашение на эту небольшую, но важную роль Елены Шаниной, которую в молодые ее годы наш кинематограф непростительно проморгал). Но нового Зилова не случилось, как и нового Макарова из «Полетов во сне и наяву», масштаб не тот. Если же Суслин хотел добиться неприязни к главному герою, то это ему вполне удалось.
С грустью и любовью к своим героям снимал свой киноальманах «Билясувар» (Азербайджан-Франция) Эльвин Адыгозел, удостоенный Специального приза жюри за лучшую режиссуру. Альманахи вообще как формат редко получаются, но тут другой случай. Этнографические детали и музыкальный- и видеоряд в пяти новеллах создают свой, особый мир Билясувара, не самого маленького города на юге Азербайджана. Где кинематограф, кстати, вообще не имеет господдержки, финансирования. Кстати, отдельная программа «Молодое азербайджанское кино» давала репрезентативный срез поколения, работающего в стране вопреки обстоятельствам. Вот и «Билясувар» снимался в копродукции с французами, а премьера картины состоялась на кинофестивале в Пусане. Название каждой из новелл – реплика одного из персонажей («Не ищи меня», «Не волнуйтесь, Гюнель ханум»), между собой они иногда связаны условно. Здесь непрофессиональные актеры, большинство – местные жители, некоторые даже носят те же имена, что и в жизни, из-за этого возникает эффект полудокументального рассказа, где у каждого своя роль. Особое внимание режиссер уделяет, например, экономической составляющей, тут много говорят о ценообразовании: зарплата сельского учителя равна 150-200 манатам, поездка на такси из райцентра в деревню 5 манатов, а съемки клипа провинциальной певицы 500 манатов. Нет денег на обратную дорогу в Баку у оператора этого клипа. Люди выкручиваются как могут.
Подлинно драматического накала ситуация с отсутствием помощи в социальной сфере достигает в фильме-победителе «Московской премьеры» - якутской картине «Вертолет» (Россия, Республика Саха-Якутия). Фильм Михаила Лукачевского взял Гран-при и приз за лучшую женскую роль (Наталья Степанова, сыгравшая роль бабушки). Среди продюсеров, помимо Лукачевского, довольно известные в республике люди, это и Любовь Борисова, и Иннокентий Васильев и Семен Аманатов (сценарист и оператор фильма, соответственно). Все они сегодня составляют славу и гордость якутской волны.
«Вертолет» уже на «Киношоке» этого года взял четыре награды, включая главный приз «Золотая лоза». История о жертвенном пути молодого отца, стремящегося добраться до цивилизации, чтобы вызвать на помощь санрейс к своему заболевшему младенцу, не может не тронуть. Здесь и саспенс, который нарочно не придумаешь, и survival story (недаром же вспоминали «Выжившего» с ДиКаприо), и притча о фатуме. Когда размытые половодьем дороги и оборванные телефонные провода становятся обыденным явлением, тогда в заброшенном северном селении вертолет с материка воспринимают почти как божество. А прилетает он раз в несколько недель. И зачастую это коммерческие рейсы, как здесь, когда клиент-покупатель способен оттолкнуть мать с больным ребенком на руках. А пилоту не разрешают изменить статус рейса. Открытый финал не дает простора для множества трактовок, в экране телевизора все та же серая рябь, а горные реки звучат почти как греческая трагедия. «Вертолет» не является прорывным фильмом для якутского кинематографа, так ярко заявившего о себе в последние годы, но его неподдельный драматический камертон выводит его в фестивальные фавориты. Слишком многое почерпнуто автором сценария Иннокентием Васильевым из реальной жизни отрезанных селений ХХI века…Широка Россия, а инфраструктура как в начале времен…
В конкурсе короткого метра было представлено 23 фильма, участники из 11 стран, из них только Эстония в онлайн-режиме. Механизму взаимодействия и продвижения короткого метра в нашей сложной ковид-реальности была посвящена панельная дискуссия «Онлайн vs Офлайн. Короткий метр СНГ. Союз? Нерушимых», состоявшаяся в Центре Вознесенского в рамках фестиваля. Разговор шел о проблемах короткометражного кино, о копродукции и финансировании короткого метра на территории постсоветского пространства, дискуссия эта получилась очень многоплановой и содержательной. Вспомнили и разобрали несколько удачных примеров- кейсов – короткометражных фильмов, которые прозвучали на фестивальном пространстве, и фильмы, авторам которых удалось заработать в онлайн и офлайн-прокате, как, например, «Молоко» Дарьи Власовой.
А триумфаторами конкурса в коротком метре этого года стали фильмы из Грузии и стран Средней Азии. Лука Берадзе снял фильм «Простите, что опоздали» (Грузия – Германия) как горькую сатиру на общество, где агрессия и глухота социальная стали нормой. Бригада скорой помощи становится жертвой нападения в доме, причем девушка остается в заложниках до приезда полиции, ее освобождающей…Фразу, вынесенную в заглавие фильма, в итоге произносит полицейский чин. У Берадзе весьма органичны актеры, неплохо выписан общий тревожный фон, да и оператор тут Ахвледиани. Это Гран-при в конкурсе короткого метра.
Специальный приз жюри «За изысканную форму повествования» присужден Шерзоду Назарову за фильм «По шелковому пути» (Узбекистан). Эта же картина получила Специальное упоминание жюри Федерации киноклубов России. 23-летний режиссер, один из самых молодых участников конкурса, снял элегическую зарисовку о том, что старые традиции вынужденно отступают под «нашествием варваров», и мир не может ограничиться бедным полустанком вдоль шелкового пути. В этой картине есть трио-архетип: старик, женщина и ребенок. Как сложатся их пути-пересечения?..
Также Специальный приз жюри с формулировкой «За воплощение уникального мира детства» присужден Элдияру Мадакиму за фильм «Сальвадор Дали» (Кыргызстан). И жюри Федерации киноклубов России вручило свои приз и диплом как лучшему фильму Конкурса короткометражных фильмов этой же картине из Кыргызстана. Это режиссерский дебют Мадакима, получившийся светлым, как утро маленького Орозбека, живущего с бабушкой. Дорога в школу ведет на переправу через речку…Поэтичный, лирический, фильм основан на автобиографических элементах. Дали – потому что у юного героя, солнечного мальчика Орозбека, талант художника. В который сначала поверила бабушка, а потом и школьный учитель. Перекликается отчасти этот короткий метр о жизни в киргизской деревушке с фильмом закрытия, «Райцентром» Натальи Назаровой. Где действие происходит в оренбургских степях, также в маленьком поселении, а главный герой постарше, и уже решает сложные жизненные задачи. «Райцентр» тонко сделан, не трагичен, как предыдущий фильм Назаровой, интересен новыми, незамыленными лицами – Назарова привлекла своих студентов из РАТИ. И на «Амурской осени» картину недаром оценили, Гран-при и приз за лучшую мужскую роль Никите Табунщику.
Одним из основных событий «Московской премьеры» стала ретроспектива великого кудесника Резо Габриадзе, которого тоже забрал этот год… 12 фильмов и презентация книги театроведа Марины Дмитревской «Театр Резо Габриадзе как художественный феномен», безусловно, украсили программу.
Отрадно, что «Московской премьере» есть куда двигаться, и что усилия по сохранению нашего единого кинематографического завтра хоть иногда встречают адекватную оценку. Особенно в среде тех, от кого зависит, будет ли фестивальная судьба у фильмов из СНГ.
Оксана ГАВРЮШЕНКО