Новости культуры российских регионов
2 мая 2021
Москва

Это просто космос какой-то!

Разборная модель женщины и другие тайны сталинского замка на «Библионочи-2021»

«Библионочь-2021», к счастью, прошла оффлайн. Но пандемия внесла свои коррективы: народу, то ли из-за боязни людей заразиться, то ли из-за объявленных ограничений, было значительно меньше, чем в благословенные времени «до». Это прекрасно было  видно на примере самой большой и главной площадки праздника — Российской государственной библиотеки, или попросту Ленинки. Если раньше жаждущие попасть сюда создавали красноречивые очереди на Воздвиженке, то сейчас все желающие без труда проникли в заветные двери и огромное здание, казалось, растворило их всех, словно и не заметило.

А попасть сюда, ей-богу, стоило: экскурсии в книгохранилище самой крупной библиотеки страны и Европы были захватывающими и доступными всем (автор сей статьи, к примеру, спокойно попала на них и без записи, поскольку посетителей было немного), а космическая тема в оформлении здания придавала всему действу необычный колорит. Мрачноватая, но величественная сталинская высотка (да, по сути Ленинка стала первой советской высоткой) переливалась синими огнями и была похожа на таинственный замок. Сходство усиливало зрелище бегущих по высоченному потолку холла главного подъезда волшебных картинок. Звезды сменяли загадочные круги и спирали, непонятные существа и воздушные корабли. Великолепная мраморная лестница была усеяна подушками для желающих погрузиться в гипноз этих чудных инсталляций, и поддавшихся ему хватало. Все это навевало мысль о пижамной вечеринке в Хогвартсе, когда тебе разрешено бродить по лабиринтам замка и проникать в его давние тайны.

Проводниками в этот дивный мир выступили сотрудники библиотеки, одетые в черные одежды (так и хочется сказать, мантии) и белые пелеринки, которые строго предупредили — отставших не выпустят, на что многочисленная охрана в камуфляже согласно кивала. А секретов у РГБ оказалось и вправду много. Начиная с того, что изначальные 5-метровые этажи книгохранилища из-за обилия книг (сейчас это 48 миллионов изданий!) вскоре поделили на два уровня, и вуаля, стало 19 ярусов! В лифте со спецсотрудником нас проводили на 15-й этаж, где хранится первоначальное ядро библиотеки — 28-тысячное книжное собрание графа Николая Петровича Румянцева. Напомним, в первопрестольной библиотека открылась при Московском публичном и Румянцевском музеях в Доме Пашкова, который до сих пор является одним из зданий РГБ. Туда, кстати, как поведали сотрудники, из главного корпуса ведет подземный ход — увы, единственный доступный для прохода в наши дни (известно, что при рытье котлована под новое здание библиотеки и прокладке метро были обнаружены древние ходы и подземелья времен Ивана Грозного, но их все засыпали). Зато в Доме Пашкова хранится, наверное, самый старый из памятников письменности в России — послание апостола Павла VI века с Афона.

Нам же показали Библии самого начала 18 века с подробными планами... Иерусалима (любопытно рассматривать детали — в нижнем левом углу карты оказался по сути древний комикс на тему последних земных дней Христа) и старинные ботанические и зоологические атласы с тщательно раскрашенными вручную картинками (современные студенты-биологи восхищаются их точностью). Простых же читателей больше впечатляет книжка с объемной моделью лягушки, которая слой за слоем демонстрирует внутренние органы и скелет (сейчас некоторые издатели возродили эту идею, она действительно великолепна!).

Такую же по принципу «разборную модель», но уже женщины, можно увидеть на этаже бывшего спецхрана (отдел в 1990-е упразднили, но прелюбопытное собрание осталось). Сюда, конечно, вошли все издания эротического и порнографического характера. Особенно поражает богатейшая коллекция, конфискованная в конце 1940-х годов у театрального режиссера и библиофила Николая Скородумова. Тут тебе и брошюрки типа «Половое воспитание юных пионеров» и «...крестьянской молодёжи» (которая жалуется на разврат), и богато иллюстрированные «Тантра» и «Камасутра» на разных языках, и азбука с непристойными позами, и забавные скабрезные силуэты, порой приводящие в недоумение своей извращенной фантазией ныне живущих, вроде бы избалованных сексуальной свободой.

Но основным содержимым этого секретного отдела, естественно, была «антисоветская» литература. Но если с изданной за границей «Дюжиной ножей в спину революции» Аверченко или книгой с автографом Врангеля всё понятно, то некоторые заклейменные издания (кстати, у каждого цензора была печать с личным номером) ставят в тупик. Например, издание о климате на немецком языке. Оказывается, цензор углядел в толстенном томе упоминание о том, что туалеты в части советских домов находились на улице, и сопоставил его с приведенными данными температур, которые в Сибири опускались до -30 градусов и ниже. Это расценивалась как клевета на образ жизни советских граждан. Представьте только, что для этого надо было внимательнейшим образом прочесть всю книгу на немецком языке! Это могли сделать только образованнейшие люди, скорее всего из дворян или интеллигентов. Что заставляло их заниматься этим черным делом?..

Интересно, что в самом спецхране была дама (только одна на весь секретный отдел!), которая имела доступ к свежеконфискованной «белогвардейской» литературе — например, замаскированных под стихи советских поэтов. «Ей нельзя было ни болеть, ни выходить замуж», - рассказала нам одна из сотрудниц, поступившая на службу еще в советские времена. Случались и анекдотические ситуации: порой дама, просматривающая «вражескую» брошюру, случайно ее роняла и, когда та падала сквозь промежутки между плитами второго уровня вниз, кричала: «Не трогайте, я сейчас подниму!». Никто не должен был видеть содержания этих изданий, но, конечно, пока «цензорша» бежала по лестнице (а это неблизко от ее кабинета), любопытные сотрудники успевали быстренько пролистать незаконную добычу.  

… Причастившись к тайнам замка, посетители могли напоследок попасть в самый большой читальный зал №3 — тот самый, где героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит» искала себе образованного жениха. В нем звучал необычный саунд-перформанс - странная «космическая» музыка, потусторонность которой добавлял микс из сообщений советского радио (например, о полете Гагарина), старых песен и непонятных звуков. В сочетании с высоченными потолками, уходящими в голубоватый сумрак, фигурой сидящего Ленина на антресолях, и бесконечными рядами старомодных столов с фирменными зелеными лампами, музыка рождала ощущение, словно ты — инопланетянин, с любопытством вслушивающийся и всматривающийся в абракадабру аборигенов с другой планеты, или человек из другого измерения. Что вполне верно — не только для юного поколения, но и для нас, живущих в другой эпохе, но рожденных в СССР...  

Татьяна ЕФЛАЕВА