Новости культуры российских регионов
2 мая 2021
Москва

Стать больше, чем театр

13 апреля в Театре Романа Виктюка прошел сбор труппы, на котором был обозначен вектор развития коллектива в ближайшие полтора года
Денис Азаров Фото Полины Капицы

Сбор труппы в апреле – событие, безусловно, вынужденное (хотя в нынешней эпидемиологической обстановке подобные смещения – не редкость): в ноябре прошлого года не стало легендарного основателя театра Романа Григорьевича Виктюка. Но жизнь неостановима, и вот уже новый худрук коллектива, молодой режиссер Денис Азаров, делится планами со своими новыми коллегами.

         Постановщик в разные годы работал в ярославском Театре им. Ф. Волкова, «Гоголь-центре», Театре Ермоловой, Театре на Таганке, Школе современной пьесы, «Геликон-опере», где со спектаклем «Доктор Гааз» был номинирован на «Золотую Маску». В декабре 2020 был назначен художественным руководителем Театра Романа Виктюка, с творческой труппой которого, по собственному признанию, у него возник хороший контакт. Очевидно, пока это сотрудничество находится в самом начале, однако предпосылки для развития у коллектива есть.

         Об этом говорят и смелые планы Дениса Азарова. Среди них и интернет-проект на платформе «Zoom» совместно с Русским драматическим театром Литвы, в рамках которого пройдет читка пьесы Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» (режиссер Владимир Гурфинкель), и цикл публичных лекций «Личность», где гость театра, необязательно человек театральной профессии, прочтет лекцию на свободную тему, и, конечно, премьеры.

         Первой из них станет «ПИР» по произведениям Даниила Хармса и его собратьев по ОБЭРИУ в постановке самого Дениса Азарова. На этом спектакле начнется серьезное знакомство худрука с его актерами. Как говорит режиссер, для него эта работа – нечто совершенно новое, и идти в эту новизну хочется с коллективом. Вокруг премьеры готовится целый мини-фестиваль событий: серия поэтических вечеров, выставка (ее делает художник Алексей Трегубов; предполагается, что она будет мобильной – с возможностью путешествовать по городу и стране), встречи или лекции. К слову, такая энергичная деятельность будет сопровождать и другие постановки Театра.

         В планах также две премьеры для молодого поколения: «Беглецы» по произведению Ульфа Старка (режиссер Екатерина Корабельник) и «Фея не любит» в постановке Вячеслава Игнатова, специализирующегося на работах для детей и подростков. По выражению Дениса Азарова, это будет «Pixar для взрослых». Новому руководителю важно, чтобы на площадку приходили люди из соседних домов – с детьми всех возрастов, которые в перспективе станут постоянными зрителями. Воспитательный процесс в театре необходим, хотя само это слово смущает молодого худрука.

 

На следующий сезон планируется спектакль «Мертвые души», сбор материала для которого начнется с выезда труппы во главе с Денисом Азаровым в Нижегородскую область. В качестве премьер также заявлены «Ближний город» по пьесе Марюса Ивашкявичюса (режиссер все тот же Азаров), платоновский «Котлован» в постановке Андрея Прикотенко и работы с участием Юрия Муравицкого, Максима Диденко, Анны Закусовой и Дмитрия Бозина.

         Безусловно, ситуация пандемии многое определяет в курсе театра (и не только театра Романа Виктюка), поэтому и возникают интересные онлайн-сотрудничества, мероприятия, создаваемые вне театра, видеоконференции и т.д. Такие иногда вынужденные придумки привлекают в том числе и международное внимание, а в наше время это важная часть жизни любого коллектива. Так же, как и драматургический конкурс: в конце мая будут подведены итоги «Drama Queen», основной темой которого в этом году стали женщины новых профессий. Лучшие тексты смогут войти в репертуар.

         Очень важна для худрука и тема памяти и преемственности. Денис Азаров предлагает театру сотрудничество с Музеем Истории ГУЛАГа, которое хотелось бы вести на постоянной основе. 30 октября (день памяти жертв политических репрессий) и 9 мая – главные даты для режиссера, в которые планируется осуществление ряда проектов. И, конечно, не будет забыто наследие Романа Виктюка: его спектакли будут записаны на видео, а с 24 по 28 октября пройдут «Дни памяти Мастера», в рамках которых зрители увидят документальный фильм, выставку и многое другое.

         Денис Азаров открыт для предложений, о чем и сообщил на сборе, поощряя актеров приходить к нему со своими идеями и мыслями, пусть даже и неожиданными, делать показы самостоятельных работ. Худрук нацелен на проведение различных лабораторий, где будет вестись поиск и проверка идей, планируются они и для молодых режиссеров: начинающие мастера примут участие в интересном документальном проекте «Москва. Москва. Москва», рассказывающем о легендах столицы прошлого, настоящего и будущего. У Театра Романа Виктюка наступает новый этап, одна из целей которого стать больше, чем театр, превратившись в центр притяжения всех заинтересованных людей.

Дарья СЕМЁНОВА