Новости культуры российских регионов
8 февраля 2021
Москва

Красочный вихрь в галерее «Элизиум»

В галерее «Элизиум» с 26 января по 28 марта проходит выставка «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. С 1913 по 1932»

В наше непростое время открытие любой художественной выставки – событие радостное. Но для галереи «Элизиум» экспозиция работ замечательного театрального художника Исаака Моисеевича Рабиновича – большая победа, поскольку сотрудникам не только удалось собрать вместе уникальные вещи и эскизы, выставлявшиеся редко, а то и вовсе никогда, но и наконец преодолеть сопротивление окружающей действительности, не позволявшей принять посетителей в течение очень долгого периода. Сначала планы разрушила первая волна пандемии, за ней последовала вторая… Но несколько дней назад открытие все же состоялось (как примета времени – вернисаж прошел с использованием конференц-связи ZOOM), и теперь все желающие, соблюдая рекомендованные меры безопасности, могут посмотреть прекрасное собрание экспонатов из музейных собраний.

Выставка изначально была приурочена к 125-летию художника, но сегодняшнее отсутствие юбилейного повода, как ни странно, только на пользу Рабиновичу. Популяризация театральных мастеров прошлого, о творчестве которых обычным любителям живописи известно мало, – важная задача государственного уровня. С именем Исаака Моисеевича связаны самые значительные страницы истории советского театра, в те годы ставшего передовым. Он сотрудничал с лучшими режиссерами страны – Марджановым, Немировичем-Данченко, Михоэлсом и др., причем сотрудничал абсолютно на равных – как сотворец, а не помощник. Одним из первых начал он создавать единую сценографическую среду спектакля, где равно важны архитектура, живопись, костюмы, гримы, бутафория, пройдя по стопам великих предшественников – Федора Федоровского и Александра Головина. В то же время Рабинович никогда не был ниспровергателем основ, что и позволило ему оставаться в «первых сюжетах» театрально-декорационного искусства, тогда как его собратья по цеху становились все менее востребованы.

В его творчестве нет слабых периодов: можно выделить несколько вершин, однако даже те работы, о которых принято говорить меньше, так же исполнены на высочайшем уровне. Слава «Дона Карлоса», «Лизистраты», «Любви к трем апельсинам» перешагнула границы, и эти макеты были удостоены золотых медалей на международных выставках. Экспозиция в «Элизиуме», камерная, выверенная, разнообразная и насыщенная, представляет зрителю эталонные произведения, отмеченные специалистами, так что, по словам главного художника РАМТ Станислава Бенедиктова, «вызывает чувство восторга и желание возвращаться к цвету и острой пластике, по-прежнему думать о композиции листа, портрете, гриме».

 

Интересно и красиво оформление выставки, исполненное Светланой Короленко. Центром композиции выбран увеличенный макет «Лизистраты», позволивший превратить галерею в театральное пространство. Движение посетителей выстроено вокруг макета, так что становится возможным представить, как функционировала декорация на сцене Музыкальной студии МХТ в 1923 году. На стенном стенде, иллюстрированном замечательными фотографиями и объемными коллажами, перечислены основные спектакли Рабиновича, что позволяет проследить развитие его творчества во времени. Ритм пространственных построений подсказан дизайнеру «Элизиума» еще одной прославленной работой художника – макетом к «Дону Карлосу».

Первое, чем выставка обращает на себя внимание, – обилие цвета, «звучащего» со стен праздничной симфонией. Стихия карнавала характерна для многих работ Рабиновича. Знойная «Карменсита и солдат» и народный «Тиль Уленшпигель», поставленные на сцене Музыкальной студии Художественного театра, феерическая «Любовь к трем апельсинам» в Большом – признанные шедевры мастера. Но даже в ранней «Саломее», осуществленной выдающимся Константином Марджановым в Киеве, ощутима эта радостная игра, идущая от восприятия картин Судейкина, Врубеля, Головина и Экстер. Исаак Моисеевич не отрицал влияний прошлого, синтезировал художественный опыт и преломлял его в связи со временем, обстоятельствами, собственным вкусом и интересом.

На выставке представлены в основном эскизы костюмов. Рабинович настойчиво отстаивал значимость всех составляющих постановки, и одежда персонажей являлась выразительной характеристикой наряду с гримом и бутафорией. Он много времени уделял поиску общего цветового решения, подбирал ткани, вычленял детали, символизирующие концепцию произведения. Таковой стала, например, арка в прославленной постановке «Дон Карлос», повторенная и в декорациях, и в облачении действующих лиц: «В причудливом хаосе пересечений тонких арочных перекрытий присутствовал особый напряженный ритм. Легкие полукружия арок, скрещиваясь друг с другом, сами собой превращались в гибкие нервюры сводов», – писала Флора Сыркина, крупный исследователь творчества художника. На выставке можно оценить, как сочетались костюмы с этой удивительной сценической архитектурой.

Преемственность традиций и умелая их интерпретация – еще одно замечательное свойство мастера, воплотившееся в постановке «Лизистрата». Декорационная установка представляет собой чудесную объемную архитектуру в сочетании с живописным мотивом, олицетворенным огромным задником насыщенного сияющего синего цвета. Сочетание пятна с белоснежной колоннадой решало образ спектакля. Это великолепная стилизация, ведь античная постройка не предполагает никаких полукруглых форм, тогда как в спектакле антаблемент был выполнен именно в виде полукруга. Здесь чувствуется смелое отношение и к форме, и к пространству, и к краскам, исполненное очень лаконичными средствами. Рабинович вообще не принимал перегруженности деталями, отбирая лишь самые выразительные. Еще одним колористическим всплеском, оттеняющим белые колонны, становились костюмы. Их теплые охристые тона напоминали о краснофигурной вазописи, и обилие коннотаций обогащало действо.

Но Рабинович не был оторванным от реальности творцом, черпавшим вдохновение в одной лишь классике. Острые, сатирические, сочные и гротесковые эскизы к катаевским «Растратчикам» напоминали и о лубке, и об агитационном плакате. Персонажи выглядели обобщенными образами, олицетворявшими мещанство, обывательщину и пороки общества. Эскизы, представленные на выставке, похожи на лаковую роспись, и объемные яркие фигуры на темном фоне кажутся не просто набросками для работы, а картинами, перекликающимися с произведениями Бориса Григорьева.

Умение передать идею текста заметно и в эскизах к гоголевскому «Ревизору». Колоритные острокомедийные маски даже своими силуэтами воплощают драматургическую концепцию. Как говорил сам мастер о начале творческого пути, «содержание у меня возникало по нескольким линиям. Меня увлекал театр, театральная драматургия, было огромное увлечение поэзией, поэтикой и довольно хорошее в тот период знание ее. С другой стороны – увлечение музыкой и пластическими искусствами». В процессе работы у Рабиновича крепнет ощущение, что «в своем искусстве художник театра может находить и выражать большие идейные драматические концепции и философские формулы». Обращение к литературному источнику как к первооснове было важным принципом Исаака Моисеевича. Так, читая Пушкина и Костера, Мериме и Шиллера, он создает не шаблонный сценический мир, засоренный представлениями о том, «как должно быть», а подлинную реальность, в которых действуют живые люди, а не картонные герои. Поэтому так хороши костюмы массовки в «Тиле», представленные на множестве эскизов на выставке, так подробны гримы для «Евгения Онегина», так фактурны образы в «Гугенотах», где на эскизные листы с рисунками прикреплены кусочки ткани.

В «Элизиуме» собраны эталонные работы Рабиновича, предоставленные галерее ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, музеем Большого театра России, Российским национальным музеем музыки, музеями МХАТ и МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. С 1984 года не было общей выставки, где бы экспонировались вместе эти вещи. Некоторые, как эскизы к «Тилю», выставляются впервые. Но все они поражают качеством исполнения, темпераментом, яркостью и узнаваемостью. Исаак Моисеевич создал декорационное оформление ко многим спектаклям, определившим лицо советского театра. Безусловно, экспозиция не отражает всех граней его творчества, некоторые постановки на представлены на стендах, однако уровень материала и организация пространства делают выставку настоящим событием зимы 2021 года. Всплеск цвета и мощь мастерства, транслируемые экспонатами, позволяют уподобить «Памятники театрального авангарда» красочному вихрю, бушующему в стенах небольшого помещения в Гороховском переулке, 7.

 

Выставка открыта ежедневно с 10 до 19 часов. Посещение возможно в масках и перчатках.

Дарья СЕМЁНОВА