Главный приз жюри под председательством режиссёра Алексея Мурадова присудило фильму «Спецы» (режиссёр Анна Драницына, студия «Золотой лис», г. Санкт-Петербург). Кино, снятое в чёрно-белой стилистике, повествует о школе для трудных подростков. И о воспитателе школы, 35-летнем Александре Гаврилове, которого его подопечные зовут запросто «Санёк». Вспоминаются сразу и «Пацаны» Динары Асановой, и «Республика ШКИД», и «Путёвка в жизнь». Столько лет прошло, а тема эта, увы, по-прежнему актуальна и злободневна.
Герои «Спецов» - современные парни. Удивительно, но почти у всех абсолютно киношные лица, хоть каждого приглашай сниматься. Чувствуется, что режиссёру Анне Драницыной они доверяют, пускают в самые сокровенные уголки своего нехитрого бытия. Туда, где они курят, дерутся, и, даже пьют. И на вопросы отвечают максимально честно, рассказывая о своих, пока ещё мелких, преступлениях. В основном, кражах. Что с ними будет дальше, куда выведет их кривая дорожка? Санёк, как может, пытается достучаться до них. Ему удаётся найти с этими непростыми ребятами общий язык, он пытается помочь им, тем, кто оказался ненужным даже своим самым родным людям - родителям, родственникам.
Фильм «Спецы» был также удостоен Приза уполномоченного по правам человека.
Грустно и трагично, но ребята из «Спецов» - потенциальные герои ещё одного конкурсного фильма. Это фильм «Кресты» (режиссёр Ангелина Голикова, студия «Остров», Москва). «Тюрьма – недостаток пространства, возмещаемый избытком времени», - сказал Иосиф Бродский. Тюрьма - это целый мир, вселенная со своими законами. У Крестов богатая история, омытая кровью и слезами. Строительство Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы на 1150 заключённых началось в 1884 году. Строились Кресты по проекту архитектора Антония Томишко, уроженца Австро-Венгрии, долгое время жившего в России. Завершилось строительство в 1890 году.
Но фильм, затрагивая, конечно, прошлое (вспоминаются знаменитые сидельцы, и Лев Гумилёв, и Константин Рокоссовский, и Георгий Жжёнов), всё же больше повествует о современности. О том, что такое Кресты сейчас и какими они были последние лет 20. Говорят в кадре и сотрудники тюрьмы, и сами арестанты.
В декабре 2017 года всех нынешних заключённых перевезли в новое здание Крестов ( процесс переезда показан в фильме подробно и довольно мощно), История старых Крестов подошла к концу. Кино о Крестах получилось остросюжетное, с нюансами и подтекстами.
Картина была удостоена Приза за лучший полнометражный фильм.
1 января 2021 года «Кресты» появятся на платформе Netflix.
Если заключённые герои «Крестов» - мужчины, то в другом конкурсном фильме видим женщин за колючей проволокой. В картине Галины Адамович «Хороших девочек не бьют» («Беларусьфильм», Минск) пять историй женщин, пострадавших от домашнего насилия. Одной уже нет в живых, муж убил, жестоко. Причём, он занимает какой-то крупный пост, поэтому избежал наказания за содеянное. Другая сидит в тюрьме, потому что убила отца, всю жизнь издевавшегося над её матерью. Там, кстати, в местах лишения свободы, не одна она такая, по статистике как раз многие женщины попадают туда, оказав сопротивление своим мучителям. Трое скрываются в специальном убежище для женщин, переживших домашнее насилие. У двоих из них маленькие дети. Самое чудовищное во всём этом то, что закон отнюдь не на стороне этих несчастных женщин. Спасти себя они могут только сами (если получится).
В фокусе внимания Юлии Бывшевой, режиссёра картины «Нулевая отметка» (Иркутск) – иркутский город Тулун после страшного наводнения, произошедшего в июне 2019 года. Жуткая катастрофа разделила жизнь людей на до и после. Сотни домов затоплено, некоторые унесены течением. Утеряно имущество, похоронено прошлое. Надо начинать жить с чистого листа. И надеяться, в основном, только на себя, ибо помощи извне дождаться, порой, очень сложно.
Вот, кстати, лейтмотив почти всех документальных фильмов о российской действительности – спасайся сам, надейся лишь на себя.
Одно из утешений и спасений – в творчестве. Ему, как профессиональному, так и самодеятельному было посвящено несколько картин фестиваля.
Способность к творчеству – только она делает нас людьми. Об этом фильм Татьяны Скабард «Об искусстве, бытии и предмете тёмном» (студия «Берег», Москва).
Режиссёр Елена Дубкова посвятила свой фильм «Как некий херувим» (студия «Кинохроника», Екатеринбург) талантливому актёру и режиссёру Андрею Денникову, пролетевшему, как комета, рано сгоревшему (умер в 36 лет), но успевшему согреть зрителей теплом своего творческого, животворящего огня.
«Жизнь – это кайф!» - так называется фильм, снятый Марией Мельник, Андреем Ананиным и Юлией Бобковой. Посвятили они кино своему мастеру, знаменитому вгиковскому педагогу Владимиру Алексеевичу Фенченко.
Владимир Егошин, глава администрации Родыгинского сельского поселения Кировской области – герой фильма «Русская народная злоба дня» (режиссёр Александр Александров, Санкт-Петербург). Он сочиняет злободневные частушки, вызывая восторг и понимание своих слушателей. «Если нашим трактористам платить так, как футболистам, то у нас в любом селе тоже будет по Пеле». Бесхитростно, но хлёстко.
Пенсионеры, участники екатеринбургского социального театра «Новый свет» увлечены своим делом, они репетируют, ставят спектакли, выступают, спорят, живут этим, им по-настоящему интересно. В фильме «За чем пойдёшь, то и найдёшь» (режиссёр Марина Чувайлова, студия «А-фильм», Екатеринбург) показан процесс репетиций пьесы А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова».
Одной из самых ярких картин внеконкурсной программы фестиваля, безусловно, стала лента «Закат над Голливудом» (режиссёр Ули Гаульке, Германия, 2018 г.). 90 с лишним лет в США назад был учреждён фонд Motion Picture & Television, дом престарелых для ветеранов киноиндустрии. Недалеко от Голливуда в уютных коттеджах живут люди, всю жизнь проработавшие в кино. Возраст основного контингента - далеко за 80. Но они не доживают, не существуют, старчески кряхтя, а именно живут, полной и яркой жизнью. С юмором, флиртом, любовью, нежностью, творчеством. Они фантастически красивы, они мудры, они счастливы. Им есть что вспомнить и они с удовольствием делятся своими воспоминаниями друг с другом. Но в то же время они не погрязли в прошлом, они активны и в настоящем. Им интересно, у них горят глаза, они элегантно шутят, подкалывают друг друга, они сочиняют сценарии, совместно придумывают продолжение легендарного фильма «Касабланка», снимают кино, пишут книги. Они невероятно прекрасны!
Среди героев фильма - 103-летняя актриса Конни Сойер (умерла в 104), актриса Дина Дитрих (умерла буквально на днях, 21 ноября, ей был 91 год), продюсер Джоэль Рогозин и его жена Дебора (трогательная пара совместно пишет книгу под условным названием «Как всю жизнь прожить в браке и не убить друг друга»), продюсер Дэниэл Селзник (сын Дэвида О. Селзника и внук Луиса Б. Майера) и другие. От этой картины идёт какой-то невероятный, жизнеутверждающий свет.
И все участники фестиваля прожили эту неделю на каком-то творческом подъёме, в невероятной радости от возможности простого человеческого общения (нынешний год заставил нас ценить его особенно остро), в разговорах о кино, обменах мнениями и планами. За эту возможность особенно хочется поблагодарить руководство фестиваля во главе с генеральным директором Георгием Негашевым и программным директором Инной Демежко. Они сделали всё, чтобы фестиваль состоялся, позаботившись и об участниках, и о зрителях. Да, зал можно было заполнять лишь на 50%, и эти проценты всегда были заполнены. Но была также возможность смотреть фестивальные программы и онлайн, на сайте, что значительно увеличило аудиторию. И, судя по отзывам, этот эксперимент оказался успешным.
Александра ИВАНОВА, Екатеринбург - Москва