Новости культуры российских регионов
1 декабря 2020
Урал

Фестиваль «Россия» - документы эпохи

В Екатеринбурге прошёл 31 Открытый фестиваль документального кино «Россия»
Кадр из фильма "Спецы"

Главный приз жюри под председательством режиссёра Алексея Мурадова присудило фильму «Спецы» (режиссёр Анна Драницына, студия «Золотой лис», г. Санкт-Петербург). Кино, снятое в чёрно-белой стилистике, повествует о школе для трудных подростков. И о воспитателе школы, 35-летнем Александре Гаврилове, которого его подопечные зовут запросто «Санёк». Вспоминаются сразу и «Пацаны» Динары Асановой, и  «Республика ШКИД», и «Путёвка в жизнь». Столько лет прошло, а тема эта, увы, по-прежнему актуальна и злободневна.

Герои «Спецов» - современные парни. Удивительно, но почти у всех абсолютно киношные лица, хоть каждого приглашай сниматься. Чувствуется, что режиссёру Анне Драницыной они доверяют, пускают в самые сокровенные уголки своего нехитрого бытия. Туда, где они курят, дерутся, и, даже пьют. И на вопросы отвечают максимально честно, рассказывая о своих, пока ещё мелких, преступлениях. В основном, кражах. Что с ними будет дальше, куда выведет их кривая дорожка? Санёк, как может, пытается достучаться до них. Ему удаётся найти с этими непростыми ребятами общий язык, он пытается помочь им, тем, кто оказался ненужным даже своим самым родным людям - родителям, родственникам.

Фильм «Спецы» был также удостоен Приза уполномоченного по правам человека.

Грустно и трагично, но ребята из «Спецов» - потенциальные герои ещё одного конкурсного фильма. Это фильм «Кресты» (режиссёр Ангелина Голикова, студия «Остров», Москва). «Тюрьма – недостаток пространства, возмещаемый избытком времени», - сказал Иосиф Бродский. Тюрьма - это целый мир, вселенная со своими законами. У Крестов богатая история, омытая кровью и слезами. Строительство Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы на 1150 заключённых началось в 1884 году. Строились Кресты по проекту архитектора  Антония Томишко, уроженца Австро-Венгрии, долгое время жившего в России. Завершилось строительство в 1890 году.

Но фильм, затрагивая, конечно, прошлое (вспоминаются знаменитые сидельцы, и Лев Гумилёв, и Константин Рокоссовский, и Георгий Жжёнов), всё же больше повествует о современности. О том, что такое Кресты сейчас и какими они были последние лет 20. Говорят в кадре и сотрудники тюрьмы, и сами арестанты.    

В декабре 2017 года всех нынешних заключённых перевезли в новое здание Крестов ( процесс переезда показан в фильме подробно и довольно мощно), История старых Крестов подошла к концу. Кино о Крестах получилось остросюжетное, с нюансами и подтекстами.  

Картина была удостоена Приза за лучший полнометражный фильм.

1 января 2021 года «Кресты» появятся на платформе Netflix.

Если заключённые герои «Крестов» - мужчины, то в другом конкурсном фильме видим женщин за колючей проволокой. В картине Галины Адамович «Хороших девочек не бьют» («Беларусьфильм», Минск)  пять историй женщин, пострадавших от домашнего насилия. Одной уже нет в живых, муж убил, жестоко. Причём, он занимает какой-то крупный пост, поэтому избежал наказания за содеянное. Другая сидит в тюрьме, потому что убила отца, всю жизнь издевавшегося над её матерью. Там, кстати, в местах лишения свободы, не одна она такая, по статистике как раз многие женщины попадают туда, оказав сопротивление своим мучителям. Трое скрываются в специальном убежище для женщин, переживших домашнее насилие. У двоих из них маленькие дети. Самое чудовищное во всём этом то, что закон отнюдь не на стороне этих несчастных женщин. Спасти себя они могут только сами (если получится).

В фокусе внимания Юлии Бывшевой, режиссёра картины «Нулевая отметка» (Иркутск) – иркутский город Тулун после страшного наводнения, произошедшего в июне 2019 года. Жуткая катастрофа разделила жизнь людей на до и после. Сотни домов затоплено, некоторые унесены течением. Утеряно имущество, похоронено прошлое. Надо начинать жить с чистого листа. И надеяться, в основном, только на себя, ибо помощи извне дождаться, порой, очень сложно.

Вот, кстати, лейтмотив почти всех документальных фильмов о российской действительности – спасайся сам, надейся лишь на себя.

Одно из утешений и спасений – в творчестве. Ему, как профессиональному, так и самодеятельному было посвящено несколько картин фестиваля.

Способность к творчеству – только она делает нас людьми. Об этом фильм Татьяны Скабард «Об искусстве, бытии и предмете тёмном» (студия «Берег», Москва).

Режиссёр Елена Дубкова посвятила свой фильм «Как некий херувим» (студия «Кинохроника», Екатеринбург) талантливому актёру и режиссёру Андрею Денникову, пролетевшему, как комета, рано сгоревшему (умер в 36 лет), но успевшему согреть зрителей теплом своего творческого, животворящего огня.

«Жизнь – это кайф!» - так называется фильм, снятый Марией Мельник, Андреем Ананиным и Юлией Бобковой. Посвятили они кино своему мастеру, знаменитому вгиковскому педагогу Владимиру Алексеевичу Фенченко.

Владимир Егошин, глава администрации Родыгинского сельского поселения Кировской области – герой фильма «Русская народная злоба дня» (режиссёр Александр Александров, Санкт-Петербург). Он сочиняет злободневные частушки, вызывая восторг и понимание своих слушателей. «Если нашим трактористам платить так, как футболистам, то у нас в любом селе тоже будет по Пеле». Бесхитростно, но хлёстко.

Пенсионеры, участники екатеринбургского социального театра «Новый свет» увлечены своим делом, они репетируют, ставят спектакли, выступают, спорят, живут этим, им по-настоящему интересно. В фильме «За чем пойдёшь, то и найдёшь» (режиссёр Марина Чувайлова, студия «А-фильм», Екатеринбург) показан процесс репетиций пьесы А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова».   

Одной из самых ярких картин внеконкурсной программы фестиваля, безусловно, стала лента «Закат над Голливудом» (режиссёр Ули Гаульке, Германия, 2018 г.).  90 с лишним лет в США назад был учреждён фонд Motion Picture & Television, дом престарелых для ветеранов киноиндустрии. Недалеко от Голливуда в уютных коттеджах живут люди, всю жизнь проработавшие в кино. Возраст основного контингента - далеко за 80. Но они не доживают, не существуют, старчески кряхтя, а именно живут, полной и яркой жизнью. С юмором, флиртом, любовью, нежностью, творчеством. Они фантастически красивы, они мудры, они счастливы. Им есть что вспомнить и они с удовольствием делятся своими воспоминаниями друг с другом. Но в то же время они не погрязли в прошлом, они активны и в настоящем. Им интересно, у них горят глаза, они элегантно шутят, подкалывают друг друга, они сочиняют сценарии, совместно придумывают продолжение легендарного фильма «Касабланка», снимают кино, пишут книги. Они невероятно прекрасны!

Среди героев фильма - 103-летняя актриса Конни Сойер (умерла в 104), актриса Дина Дитрих (умерла буквально на днях, 21 ноября, ей был 91 год), продюсер Джоэль Рогозин и его жена Дебора (трогательная пара совместно пишет книгу под условным названием «Как всю жизнь прожить в браке и не убить друг друга»), продюсер Дэниэл Селзник (сын Дэвида О. Селзника и внук Луиса Б. Майера) и другие. От этой картины идёт какой-то невероятный, жизнеутверждающий свет.

И все участники фестиваля прожили эту неделю на каком-то творческом подъёме, в невероятной радости от возможности простого человеческого общения (нынешний год заставил нас ценить его особенно остро), в разговорах о кино, обменах мнениями и планами. За эту возможность особенно хочется поблагодарить руководство фестиваля во главе с генеральным директором Георгием Негашевым и программным директором Инной Демежко. Они сделали всё, чтобы фестиваль состоялся, позаботившись и об участниках, и о зрителях. Да, зал можно было заполнять лишь на 50%, и эти проценты всегда были заполнены. Но была также возможность смотреть фестивальные программы и онлайн, на сайте, что значительно увеличило аудиторию. И, судя по отзывам, этот эксперимент оказался успешным.

Александра ИВАНОВА, Екатеринбург - Москва