Алексей Камынин предпринял попытку снять современную комедию о времени и о себе, о своём поколении, посмотреть на сверстников со стороны, иронично и с доброй усмешкой. Удалось далеко не всё, но в целом кино получилось симпатичным и нескучным. По сути дела, режиссёр экранизировал свою жизнь. Да он, собственно, этого и не скрывает. Один из героев – начинающий режиссёр Лёша – это он сам. Да и все остальные персонажи имеют реальных прототипов.
Итак, трое друзей вместе снимают квартиру в Москве. К безработному Дене приезжает бывшая девушка из Красноярска и ошарашивает парня известием о своей беременности. И это в тот самый момент, когда у него намечается роман с актрисой Таней. Диджей Виталик теряет деньги, предназначенные на уплату за жильё, а его девушка Лена колотит его, отрабатывая на любимом боевые приёмы. Режиссер Лёша пытается продать свои гениальные сценарии пройдохе-продюсеру, видит во сне Тарковского, и пробует снять артхаусный фильм вместо рекламы кондиционеров. Помимо всего прочего, есть здесь и наркоман, ищущий дозу на территории монастыря, похотливая хозяйка квартиры, суровые полицейские, не лишённые сентиментальности, гинеколог-женоненавистник. В общем, «винегрет» получился тот ещё. События развиваются стремительно и происходят в течение одного дня.
Такое кино снимать непросто. Чтобы зрительское внимание не ослабевало, чтобы калейдоскоп эпизодов вращался стремительно, но не до головокружения, чтобы было в меру смешно, в меру меланхолично, а в целом создавалось впечатление цельной, стройной картины, истории без швов и провисаний. Идеально подобным жанром владеют единицы, откровенно говоря. Поэтому взяться за подобное кино было с одной стороны определённым режиссёрским хулиганством, а с другой - вызовом. В первую очередь самому себе.
Кстати, вопреки названию, герои картины вовсе не хандрят. Они достаточно бодро идут по жизни, и хотя их цели до конца, кажется, не ясны даже им самим, они всё же упорно стремятся к достижению оных.
Слоган картины – «Я шатаюсь по Москве» - отсылает к давнему, любимому, уютному, как плюшевое одеяло, но уже прочно обосновавшемуся в разделе «ретро», фильму Георгия Данелия. Сравнивать тех и нынешних бессмысленно. Никто из них не лучше и не хуже, время оставляет свой отпечаток на лицах и поступках, но человеческая природа меняется мало. И если бы ребята из «Я шагаю по Москве» где-то на вневременной шкале вдруг повстречали бы парней из «Хандры», думаю, им нашлось бы о чём поговорить. Что же касается Тарковского, который, правда, в титрах обозначен как «НеТарковский», то режиссёр обошёлся с ним бережно, но с доброй иронией и без лживого пиетета. Несколько лет назад в фильме «Бабочки» режиссёр Дмитрий Кубасов гениально обыграл чопорное «тарковскопочитание». Алексей Камынин сделал подобное чуть мягче и прямолинейней. Всё это отнюдь не означает свержение авторитетов и «сбрасывание Пушкина с корабля современности». В одном из своих интервью Алексей Камынин отметил, что вряд ли в искусстве есть (или должны быть) какие-то священные коровы, это всё же не религия, тут всё субъективно. Сам Камынин, кстати, признаётся, что довольно долго ориентировался на творчество Андрея Тарковского и даже пытался ему подражать. Но вовремя понял, что это тупик и надо идти своим путём.
Что ж, а зрители, надеюсь, найдут свой путь к фильму Алексея Камынина «Хандра», который, напомню, в прокате с 1 октября.
Александра ИВАНОВА