Новости культуры российских регионов
16 декабря 2019
Москва

Картины придворной жизни

18 декабря в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка, посвященная модам, интерьеру, прикладному искусству и стилю жизни в 1760–1780-х годах
Информация и фото с официального сайта музея-заповедника "Царицыно"

Центральный экспонат новой выставки – гравюры серии Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie («Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни»), изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. В них – весь обиход знатного парижанина той эпохи, от утреннего туалета до ужина в кругу друзей, от домашнего музицирования до посещения Оперы, от воспитания детей до придворных церемоний. Не только ситуации, но и весь их антураж представлены совершенно исчерпывающе. Наибольшее внимание уделено костюмам: домашние и вечерние платья, придворные одеяния, театральные костюмы, наряды для прогулок и верховой езды, одежда лакеев и служанок. Искусство одеваться не отделено здесь от искусства создавать интерьер или искусства держать себя – от стиля жизни, façon de vivre. Внимательно и даже несколько педантично авторы Monument du costume стараются запечатлеть все составляющие bon ton – хорошего тона: самую модную мебель, фарфор, бронзу, музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей. Все они четко регламентированы и неслучайны: определенной ситуации соответствует определенное место, костюм, набор аксессуаров, манеры. Каждой сцене придана особая значительность, своеобразная монументальность, выражающая стремление увековечить элегантную красоту жизни аристократов второй половины XVIII века. Гравюры серии создавались между 1775 и 1783, но под одной обложкой были изданы лишь в 1789 – в год начала Великой французской революции, что положила конец эпохе, запечатленной в Monument du costume.

Разнообразие сцен, точность в передаче мельчайших деталей светского обихода, безупречная стилистическая выверенность делают серию визуальной энциклопедией своей эпохи. Подготовительные рисунки, переведенные в гравюру шестнадцатью мастерами, были созданы Жаном-Мишелем Моро Младшим (1741-1814), великолепным рисовальщиком, служившим при дворе, вхожим в высший свет и потому хорошо знавшим образ его жизни.

Листы Monument du costume представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на гравюрах. Они служат наглядными комментариями к композициям Моро Младшего, погружая зрителя в атмосферу эпохи.

Гравюры и платья, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление о элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI.  Выставка в Царицыне – первая в России, специально посвященная этому художественному феномену.

Стиль Людовика XVI часто смешивают с предшествовавшим ему рококо (1710–1760-е) или последующим классицизмом (1790–1800-е). У стиля Людовика XVI много с ними общего, но он, тем не менее, имеет собственное лицо. Его девиз – «золотая середина», любимая форма – овал, цветовое сочетание – белый с золотом, орнамент – грациозная цветочная гирлянда. Простота сочетается с роскошью, но и здесь блюдется баланс, мера – важнейшие характеристики стиля. Роскошь проявляется не через обилие декора, но через его утонченность. Акцент делается не на форме, а на отделке. Изысканность, искусность, обаяние, великолепие стиля Людовика XVI в сочетании с мрачной тенью гильотины, нависшей над этой пышно отцветающей эпохой, придает ему особое значение навсегда потерянного рая.

Влияние стиля Людовика XVI распространилось по всему континенту достигнув и России, так что русских аристократов екатерининской эпохи нетрудно представить в качестве персонажей Monument du costume. И сегодня произведения в стиле Людовика XVI служат источником вдохновения для современных дизайнеров – от Филиппа Старка до Вивьен Вествуд.

Партнеры проекта – Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Среди участников выставки  Государственный исторический музей, музеи-заповедники «Петергоф», «Останкино», «Кусково» и «Архангельское», Музеи Московского Кремля, Государственный музей А.С. Пушкина, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, а также частные коллекционеры – Н.С. Мустафаев, А.В. Руденцов, С.А. и Т.А. Подстаницкие, И.Б. Баженова, А.И. Васютинский.

Куратор выставки – Василий Успенский, научный сотрудник, хранитель отделения гравюр Государственного Эрмитажа. Это его третий кураторский проект в Царицыне: в 2015 году он был одним из двух кураторов выставки «Палладио в России», а в 2016 году – автором выставки «Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII–первой трети XIX века» в Хлебном доме.

Архитектор выставки – Агния Стерлигова.

К выставке выпущен каталог, содержащий шесть статей, перевод оригинального сопроводительного текста к серии, подробные комментарии к каждой гравюре (автор-составитель Василий Успенский, дизайнер Евгений Корнеев).

Выставка «Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия» продлится до 12 апреля 2020 года.