Новости культуры российских регионов
19 ноября 2019
Москва

Простой карандаш против тупой силы

5 декабря в прокат выйдет фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш»

Картина была участником основного конкурса фестиваля «Окно в Европу-2019» в Выборге, где получила Специальный Приз Жюри и Диплом Кинокритиков, а также была неофициально названа одним из лучших фильмов фестиваля.

В своей картине Наталья Назарова показала беспросветную жизнь российской провинции, а также наглядно доказала, до чего может довести коллективный страх, и как тяжело приходится тем смельчакам, которые пытаются преломить ситуацию.

Художница из Санкт-Петербурга Антонина (Надежда Горелова) приезжает в провинциальный город, снимает комнату и устраивается в местную школу учительницей черчения и рисования. Не от того, что захотелось вдруг пойти в народ, просто рядом в колонии отбывает наказание по сфабрикованному делу её муж, известный и успешный художник (Владимир Мишуков). Городок цепко держит под контролем местный бандит. Ему помогает в этом его младший брат, в подчинении которого находится не только вся школа, включая директора, но и даже местная полиция, которая никак не реагирует на многочисленные заявления жертв.

«Простой карандаш» - это в первую очередь фильм о липком, противном, омерзительном, всепоглощающем страхе, который парализует людей, и полностью развязывает руки тупой силе.

Наталья Назарова прежде всего известна как сценарист. Среди ее сценарных работ - картины «Измена» (реж. Кирилл Серебренников), «Слушая тишину» (реж. Александр Касаткин), «Мой парень – ангел» (реж. Вера Сторожева), «Дура» (реж. Максим Коростышевский), «Компенсация» (реж. Вера Сторожева) и другие.

Картина «Дочь» стала ее первой работой как режиссера (в сотрудничестве с Александром Касаткиным), которая получила приз За лучший дебют на Кинотавре-2012. Также Назарова известна как режиссер одной из новелл киноальманаха «Петербург. Только по любви».

«Мне хотелось снять фильм о том, что с помощью простого карандаша, казалось бы, такого невзрачного предмета, человек пытается изменить мир в лучшую сторону», - говорит Наталья Назарова, которая и сама занимается рисованием, и признается, что очень любит именно графику.

«Это история о невероятной женщине. Благодаря силе ее духа и стойкости характера, окружающий мир меняется, и даже, казалось бы, неисправимый, озлобленный подросток может вдруг стать для нее другом. Я не знаю других подобных фильмов», - говорит продюсер фильма Денис Ковалевский.

Съемки фильма проходили в городе Сегежа в Карелии и это неслучайно: там не только уникальные пейзажи, от которых захватывает дух, но и находится целлюлозно-бумажный комбинат, послуживший идеальной фактурой для фильма. Изначально локацию предложил оператор Андрей Найденов, и, увидев необыкновенную природу Русского Севера вживую, создатели фильма его полностью поддержали.

ОБ АКТЕРАХ ФИЛЬМА

Надежда Горелова, российская актриса кино и сериалов («Склифосовский», «А.Л.Ж.И.Р» и др.), исполнила в фильме главную роль - учительницы рисования Антонины. Именно она становится тем самым лучом света в темном царстве, о котором писал еще в конце XIX века известный публицист Добролюбов, посвятив строки героине драмы Островского.

«Сценарий я писала конкретно под эту актрису. В Надежде Гореловой есть невероятный внутренний свет и чистота, их невозможно воплотить благодаря актерскому таланту. Эти качества либо есть, либо нет», - рассказывает Наталья Назарова.

Владимир Мишуков, сыгравший мужа главной героини, не первый раз работает с Назаровой – он исполнил одну из главных ролей в фильме «Дочь». На этот раз его персонаж – известный художник Сергей Золотарев, который получает большой срок за то, что ударил полицейского, отстаивая свои политические убеждения.

Интересна история попадания в фильм юных непрофессиональных актеров Кирилла Веселова (исполнителя роли одаренного Димы Дёмкина) и Александра Кольчевского (представшего в образе хулигана Мишки Пономарёва). Вот что рассказала режиссёр фильма:

«Кирилла Веселова я выбрала на кастинге в Сегеже. Тогда было отсмотрено около 100 детей. Мне он очень понравился своей открытостью и обаянием и непредсказуемыми эмоциональными реакциями. Мне нужен был мальчик, которому будешь верить, что он талант, самородок. Кирилл из многодетной семьи, у него очень хорошие родители. В фильме он должен был играть талантливого мальчика из неблагополучной семьи. И, несмотря на его семейное благополучие, я выбрала его, так как поверила, что именно он сможет сыграть эту роль.

Сашу Кольчесвкого мне привела на кастинг Виктория Дудоните, социальный педагог из Сережи (в фильме она также сыграла роль учительницы английского). Это был уже последний день кастинга и я уже думала, что придется искать актера в Москве. Но появился Саша. Саша воспитывался в детском доме. Он сразу понравился мне своей мягкой органикой, ситуационным мышлением - умением сразу входить в этюд, ситуацию. Как ни странно это звучит, но у Саши есть что-то от органики Олега Янковского - такая мягкая, мудрая ирония. Это очень подходило главному герою. Было сложнее с жесткими сценами. У Саши есть эмоциональный блок, запрет на сильные эмоции, как он сам мне сказал «у меня пару раз планку срывало и я не хочу повторения». Но в процессе съемок нам удалось это преодолеть».