Новости культуры российских регионов
4 октября 2019
Урал

Люди, судьбы, истории

В Екатеринбурге проходит XXX Открытый фестиваль документального кино «Россия»

По сложившейся традиции на церемонии открытия награды фестиваля на сцену передавали зрители. И прежде, чем девять статуэток «Муза на колесе истории» заняли свое место на пьедестале в виде цифры «30», зрители могли прикоснуться к ним, подержать в руках и сфотографировать. Надо сказать, что зрители здесь вообще очень активны, залы на фестивальных сеансах всегда полны, и обсуждения после показов проходят бурно и интересно. За три десятилетия екатеринбургский зритель привык к своему фестивалю и, что немаловажно, научился смотреть документальное кино. Услышала, например, диалог двух зрительниц, которые живо обсуждали увиденное, и одна другой сказала: «Я обожаю документальное кино». Наверное, в этом есть и заслуга фестиваля «Россия».

         В конкурсе кино разное. Но самое главное, что оно про людей. Про их судьбы, беды, радости, горести, чаяния, и даже маленькие подвиги. Ведь, наверное, можно назвать подвигом героические усилия сотрудников Свердловской киностудии, всеми силами, всеми правдами и неправдами пытавшихся отстоять свою любимую студию. Об этом речь в конкурсном фильме режиссёра Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен», который открывал фестиваль. Тема, конечно, дико грустная. И как сказал режиссёр, он хотел снимать это кино ещё лет 15 назад, и тогда бы это был «экшен-боевик», а сейчас в итоге получилась «грустная комедия». На самом деле, фильм сделан с огромным юмором, иронией и какой-то такой светлой мудростью, которая, конечно, не оправдывает произошедшее и происходящее, но даёт возможность взглянуть на эти события немного отстранённо, философски.

Суть и реальность такова - сейчас в павильонах Свердловской киностудии, где когда-то снимались многие знаменитые фильмы, располагается торговый «Сити центр». Там, где когда-то кипела бурная творческая жизнь, рождались идеи, вершилась история кино, теперь стоят манекены, продаются платья, лифчики, трусы, ну и всё остальное, что можно купить в любом торговом центре в любом городе мира. И вот Алексей Федорченко водит героев своего фильма - режиссёров, операторов и прочих участников съёмочного процесса - по этим торговым, безликим точкам, а они вспоминают, где были их рабочие места, где располагались павильоны, что здесь было когда-то.

Для справки: Свердловская киностудия была создана 9 февраля 1943 года. Всего на киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Среди известных фильмов, снятых там, можно вспомнить, например, такие, как «Сильва» (1944 г.), «Безымянная звезда» Михаила Козакова, «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия» «Макаров» Владимира Хотиненко, «Ты есть» Владимира Макеранца, «Первые на Луне» Алексея Федорченко и многие другие.

В фильме очень подробно, но отнюдь не скучно, а наоборот с юмором, рассказывается, как всё это происходило. Все эти «стрелки» с бандитами, наезды от госструктур, борьба за выживание, и абсолютная, почти слепая вера этих людей в то, что дело их жизни не пропадёт напрасно, впустую, киностудия продолжит своё существование.

Режиссёр Ибадылла Аджибеков представил в конкурсе фильм «Учитель». Производство - кинокомпания «Тазар» (Бишкек). Герой картины Токтожум Стаханов родом из небольшого кыргызстанского села Кен-Суу. Окончил в Бишкеке университет с красным дипломом, потом преподавал в университете. А спустя годы вдруг внезапно (а может и не внезапно) вернулся в родное село, которое живёт сейчас нелегко, создал там школу и стал преподавать. Света нет, отопления нет. Печка, керосиновая лампа. Да и детей немного. Всего три класса, в каждом по несколько человек. Но им повезло - у них есть Учитель, который их не оставляет. Человек, который скромно, без пафоса и лишних слов просто делает своё дело, выполняет миссию, которую он сам себе назначил. Режиссёр Ибадылла Аджибеков провёл там целый год, мы видим учительские будни и зимой, когда на переменах он поит своих учеников горячим чаем, а на уроках физкультуры вместе с детьми катается на санках с горки; и летом, когда на последний звонок маленькие ученицы приходят нарядными, в белых фартучках и с белыми бантиками.

Подобные истории как-то не дают пропасть вере в человека и человечество.

А сам режиссёр этого фильма имеет сразу три профессии. По первой он врач, по второй - психолог, ну а по третьей, соответственно, режиссёр. А ещё он вдобавок ко всему и журналист, издаёт в Бишкеке медицинскую газету «Будь здоров».

Один из фильмов международной панорамы фестиваля – «Каменотёс». Производство – Норвегия, режиссёр Мари Нильсен Нейра. И чем-то отдалённо он перекликается с кыргызстанским «Учителем». Герой норвежской картины тоже тихо, скромно и с любовью выполняет свою миссию. Он представитель вымирающей профессии, он потомственный каментоёс. В Норвегии их осталось всего 12. Именно это исчезающее, ненужное, казалось бы, в нашем цифровом веке ремесло стало смыслом и радостью его жизни.

Программу норвежских фильмов представлял эксперт по документальному кино, отборщик международных кинофестивалей Борис Шульман (Гётеборг). По его словам, в последнее время норвежское документальное кино очень бурно развивается. Режиссёров и зрителей интересуют четыре основные темы: 1) путешествия, географические открытия; 2) выдающиеся норвежцы; 3) исторические события; 4) необычные судьбы обычных людей.

Что ж, российских зрителей, думаю, интересует то же самое, только с учётом отечественных реалий.

Как сказал когда-то Альфред Хичкок: «В игровом кино режиссёр – это бог, а в документальном Бог – режиссёр». Очевидно, так оно и есть. Надо только успевать подмечать все нюансы, детали и обстоятельства божественного замысла, и снимать своё КИНО.

А фестиваль в Екатеринбурге продолжается. Итоги станут известны 6 октября. А пока – показы, обсуждения, мастер-классы, круглые столы и практически круглосуточное общение документалистов друг с другом.

Александра ИВАНОВА, Екатеринбург