Новости культуры российских регионов
14 августа 2019
Северо-Запад

«Окно в Европу – 2019»: актуальное кино

В Выборге прошёл XXVII фестиваль российского кино «Окно в Европу»

В насыщенной и разнообразной программе нынешнего выборгского кинофестиваля можно выделить несколько фильмов, затрагивающих острейшие проблемы современности, касающиеся каждого из нас. И эта тенденция не может не радовать, ибо в потоке загламуренного-глянцевого российского кино последних лет, трудно было найти картины, рассказывающие, о людях, то есть, о нас с вами, о том, что действительно волнует, тревожит и болит. Как верно отметила член жюри фестиваля «Окно в Европу», кинокритик Елена Стишова, наше кино жило «в режиме запрета на реальность». Но, похоже, «лёд тронулся», и отечественный кинематограф обратил внимание на то, что происходит вокруг. Лучшие фильмы фестиваля просто кричат о том беспределе, в котором нам сейчас приходится жить, и если и не дают ответов на животрепещущие вопросы, то хотя бы заставляют глубоко задуматься.

         Предлагаем вашему вниманию пятёрку лучших фильмов фестиваля «Окно в Европу-2019» по версии главного редактора Агентства Культурной Информации Александры ИВАНОВОЙ.    

         «Седьмой пробег по контуру Земного шара»

         Виталий Суслин уже зарекомендовал себя как серьёзный, вдумчивый режиссёр, не остающийся равнодушным к проблемам «маленького человека». Его предыдущая картина «Голова. Два уха» говорит сама за себя. Если ещё не видели, очень рекомендую посмотреть. А сначала ознакомиться с предисторией, ведь интересно то, что фильм не только основан на реальных событиях, но и главный участник этих событий играет в картине самого себя.

Главный персонаж новой картины Виталия Суслина – 59-летний художник Михаил, работающий охранником на автобазе. Простой, хороший, скромный человек, смысл жизни для которого – творчество, его картины. По нелепой случайности Михаила увольняют с работы и тут начинаются его мытарства, ибо устроиться на новую работу, когда тебе 59 лет, в нашей стране практически нереально. В фильме нет излишнего трагизма, режиссёр не нагнетает ситуацию, ведёт себя так же, как и его герой, не истерит, не впадает в панику, ложный пафос, нет тут обвинительного тона. Михаил просто накручивает на своём старом автомобиле «седьмой пробег» и старается всего лишь в любых обстоятельствах оставаться человеком. А это не так уж и мало. Главную роль блистательно сыграл актёр Александр Карнаушкин.

«Простой карандаш»

Режиссёр Наталья Назарова показала беспросветную жизнь российской провинции, а также наглядно доказала, до чего может довести коллективный страх, и как тяжело приходится тем смельчакам, которые пытаются преломить ситуацию.

Художница из Питера Антонина (Надежда Горелова) приезжает в провинциальный город, снимает комнату и устраивается в местную школу учительницей черчения и рисования. Не от того, что захотелось вдруг пойти в народ, просто рядом в колонии отбывает наказание по сфабрикованному делу её муж, известный и успешный художник (Владимир Мишуков). Городок цепко держит под контролем местный бандит. Ему помогает в этом его младший брат, в подчинении которого находится не только вся школа, включая директора, но и даже местная полиция, которая никак не реагирует на многочисленные заявления жертв.

Для меня «Простой карандаш» - это в первую очередь фильм о липком, противном, омерзительном, всепоглощающем страхе, который парализует людей, и полностью развязывает руки тупой силе.

«Как мы захотим»

Писатель и режиссёр Владимир Козлов снял даже не фильм, а просто наглядное пособие, памятку о том, как мы все сейчас уязвимы перед опять же той самой тупой силой. Выйдя на сцену, представлять кино, он напомнил и об Олеге Сенцове, и о том, как безоружных, беззащитных и невиновных людей хватают на улицах Москвы, бьют дубинками (ударить женщину, старика или инвалида уже стало нормой), незаконно фабрикуют дела.

Жизнь молодой пары, 20-летних студентов Кати и Паши (Екатерина Образцова и Алексей Кокорин) круто изменилась, а точней практически закончилась с того момента, когда Катя всего лишь попросила человека в форме, полицейского представиться и стала снимать его на телефон. Произошло это после того, как полицейские ворвались в ночной клуб, где мирно веселилась молодёжь, прервала концерт и в довольно грубой форме  потребовала очистить помещение.

«Как мы захотим» - это фильм-протест. К нему не стоит применять мерки как к искусству, здесь не об этом. Это фильм-крик, фильм-боль. И очень хороший, верный и точный документ нашего времени. Когда-нибудь (очень хочется верить, что эти времена в нашей стране всё же наступят) наши потомки, посмотрев это кино, ужаснутся, в каком страхе и беспределе мы жили. И, возможно, скажут спасибо тем, кто находил в себе смелость и силы противостоять бесчеловечной системе.

«Женщины ГУЛАГа»

Режиссёр Марианна Яровская сняла документальный фильм с одной стороны не о современности, а с другой – эта тема сейчас тоже, увы, актуальна как никогда. Ибо находятся люди, имеющие наглость утверждать, что ничего этого не было, что миллионные репрессии в СССР – это миф. Да и число поклонников Сталина, к несчастью, не уменьшается. Вот им-то как раз эту картину надо показывать утром, днём и вечером, да ещё заставляя представлять на месте этих женщин своих родственников.

Героини картины «Женщины ГУЛАГа» - невинные узницы сталинских лагерей. Они выстояли, выжили, и сейчас эти пожилые, несломленные женщины, которым уже за 90, рассказывают о том, как это было. А было это страшно.

«Керосин»

Формально этот фильм Юсупа Разыкова – открытие 30-го «Кинотавра», прошедшего в июне. В Выборге картина участвовала в конкурсной программе «Выборгский счёт». Сам режиссёр называет свою картину магической сказкой. А появилась она в первую очередь, благодаря чудесной актрисе Елене Сусаниной, сыгравшей главную роль. Долгие годы она была актрисой Академического театра драмы имени Ф. Волкова в Ярославле. Роль Павлы в «Керосине» - первая главная роль в кино у 85-летней актрисы. Она сыграла простую русскую женщину, скромно и с достоинством проживающую свою нелёгкую жизнь. Что, возможно, роднит её с героем фильма «Седьмой пробег по контуру Земного шара». И, честно говоря, отрадно, что на смену нереальным, глянцевым, неживым героям в нашем кино приходят живые люди, наши современники. Хотя, конечно, «Керосин» нельзя назвать реалистической картиной в полном смысле этого слова. Во многом она условна и мифологична, здесь есть живая и мёртвая вода, почти что сказочные животные, злые и добрые герои, причём, и добро и зло тут показаны в утрированной манере, как и полагается в сказках. И у сказок, кстати, далеко не всегда бывает счастливый финал.