Юрий Быков уже приучил своих преданных зрителей (а их у него, кстати, немало), что от его кино стоит ждать честности, резкости и жёсткости. Всегда подкупает его искренность и стремление к справедливости. Он сродни тем художникам, которые пытаются изменить мир в лучшую сторону, возможно даже сами не до конца осознавая свою миссию. Или если не изменить, то хотя бы показать нам, зрителям, что стремиться делать пусть маленькие шажочки к этим изменениям должны мы все. «Завод» - это новая страница его киносаги о поисках справедливости, пожалуй только ещё более жёсткая.
Сам режиссёр признаётся, что «Завод» эстетически сильно отличается от его прежних работ. Это уже не камерная история, а масштабное зрелище, с компьютерной графикой, перестрелками. «Мне очень хотелось сделать не просто авторскую остросоциальную картину, а зрительскую остросоциальную картину, - говорит Юрий Быков. - Это боевик сродни тем, что делает Такеши Китано, или тем, что делают в Азии, когда берут социальную проблему и очень жестко, динамично ее обозначают. «Завод» целенаправленно делался не как арт-хаус или фестивальное кино, а как зрительский фильм с большой аттракционной составляющей». Зрителю действительно скучать на этой картине не придётся. Динамичное кино держит в напряжении от первого до последнего кадра.
«Где на наших экранах фильмы о людях труда, людях рабочих профессий? Героями стали бандиты, олигархи, проститутки» - раздаются периодически возгласы. Так вот вам, пожалуйста, герои Быкова – обычные современные работяги. Попавшие в обычную современную ситуацию – завод закрывается и людей просто выкидывают на улицу. Одного из рабочих в картине сыграл Иван Янковский. Как признаётся актёр, работая над персонажем, он вспоминал героя своего деда - Олега Янковского - из фильма «Влюблён по собственному желанию». «И хотя это совсем другой жанр, внутренний монолог с собой, который он все время там ведет, меня тоже вдохновлял. И на «Заводе» я тоже существовал в каком-то внутреннем монологе с собой», - сказал Иван Янковский. Да, за те 37 лет, которые прошли со дня выхода фильма «Влюблён по собственному желанию» изменилось практически всё. Думается, что обаятельный сварщик Игорь Брагин –герой Олега Янковского – в этих обстоятельствах был бы на «одной стороне баррикад» с персонажами «Завода».
Итак, олигарх, владелец провинциального завода Константин Калугин (Андрей Смоляков) решает закрыть предприятие, а рабочих, соответственно, уволить. Мало того, и работали-то они в сложных условиях, на старом оборудовании, месяцами не получая зарплату, да и увольняют их сейчас практически без выходного пособия, обещая выплатить деньги до конца года. Бывший спецназовец по кличке Седой (Денис Шведов) подговаривает рабочих устроить вооружённое нападение на машину Калугина, взять его в заложники и не выпускать до тех пор, пока им не выплатят все деньги. Первая часть задуманного плана выполняется почти безукоризненно – Калугин захвачен, привезён на завод и заперт. На выручку к боссу приезжает его личная охрана во главе с начальником по кличке Туман (Владислав Абашин). И вот тут-то и начинается длинная, трагическая ночь противостояния «бандитов поневоле» - заводских рабочих - и самых натуральных бандитов, прошедших со своим шефом и огонь, и воду. Это уже, конечно, не те карикатурные бандюки из 90-х в спортивных штанах. Нынешние вполне себе красиво упакованы и даже, если можно так выразиться, интеллигентны. Нутро только остаётся прежним, разбойничьим, циничным, жестоким. Правда, как потом выясняется, не у всех. Впрочем, на этом я умолкаю, больше ни слова о сюжете, ибо спойлерить тут абсолютно ни к чему. «Завод» - это то кино, которое нужно смотреть обязательно.
Как сказал Юрий Быков в интервью интернет-порталу «ПрофиСинема»: «Реальная подоплека этой истории существовала задолго до появления нынешнего строя, до наступления сегодняшнего момента. Еще Александр Сергеевич Пушкин в своем замечательном произведении «Капитанская дочка» сказал, что «русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Но он спровоцирован общим положением вещей. Наше общество крайне радикально разделено на неравные части. Основная все-таки поддерживает существующее положение вещей, или, по крайней мере, нынешний курс развития государства, и, конечно, она рассматривает попытки насильственного выяснения отношений как крайне непродуктивные и неправильные. А другая часть общества наоборот расценивает те самые попытки как очень продуктивные и весьма правильные. С моей точки зрения речь идет о том, что в такой ситуации как бунт всегда страдают все стороны, и тот народ, с помощью которого этот бунт делается. Мне кажется, интересно посмотреть на то, как лобово, жестко сталкиваются и та, и другая сторона, и что происходит с людьми, которые оказываются, грубо говоря, посередине, людьми, которыми эти стороны манипулируют».
А ещё мне почему-то вспомнился мудрейший Антон Павлович Чехов, цитата из «Дуэли»: «В поисках за правдой люди делают два шага вперёд, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперёд и вперёд... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...».
Так и герои всех фильмов Юрия Быкова, как слепые котята, тычутся в поисках правды и справедливости, делают шаги вперёд и назад, ошибаются, иногда очень сурово наказываются за свои ошибки, сами порой бывают жестокими. И кажется, что всё уныло и безнадёжно. И как говорит Калугин в «Заводе» - «Справедливости нет». Да, справедливости нет. Но когда исчезнет последний борец за справедливость, тогда этот мир рухнет окончательно. В то же время путь к этой самой справедливости тернист и сложен, и не всегда борцы за правду выбирают именно тот, самый правильный путь. «Для меня этот фильм об отрицании насилия и о тех, кто его провоцирует, – говорит режиссер Юрий Быков. – Об отрицании радикализма. О том, что правда в сочувствии, в милосердии и в понимании, а не в желании добиться справедливости любым способом, не в равнодушии и не в прагматической провокации ради собственного блага».
В любом случае «Завод» - это кино, которое заставляет серьёзно задуматься.
Александра ИВАНОВА