Новости культуры российских регионов
22 декабря 2018
Москва

Камера под айсбергом

«Акварель» Виктора Косаковского показали в финале «Артдокфеста»-2018

Спецпоказ «Акварели» Виктора Косаковского ожидаемо собрал полный зал, став достойным финальным завершением «Артдокфеста»-2018. Об этой экспериментальной картине с уникальными съемками (со скоростью 96 кадров в секунду) много писали и после венецианского показа и на «Послании к человеку». Добавлю лишь, что на сеансе в большом зале «Октября» удалось раздразнить зрителя информацией о том, что к будущему маю Sony Pictures Classics разошлет программное обеспечение кинотеатрам, чтобы показывать картину в формате 96 кадров в секунду. Как это и было задумано автором после четырех месяцев тестирования. Но пока и без новой технологии «Акварель», эта поэма о воде, о жизни, о сотворении мира, этот визуальный эксперимент работает феноменально. От замерзшего Байкала до ледников Гренландии, от затопленных ураганным штормом берегов Майами до торжественно устремленного к небу водопада Анхель в Венесуэле. Вниз-вверх, вширь-ввысь, экранное пространство вроде бы имеет границы в отличие от природных, но Косаковскому будто удается его раздвигать. Виолончельный метал от финской Apocalyptica смыкается со штормовым океаном, и волны уже подбираются близко к залу, оптические иллюзии почти накрывают его. Наверное, со всей полнотой восприятия это можно будет оценить при проекции 96 кадров в секунду. В какой-то момент понимаешь, как велико было желание режиссера «Девятый вал» Айвазовского увидеть на экране. Человек, да, маленький, не ничтожный, но смешной со всеми этими амбициями, спорами, переделами. Недаром же Косаковский повторяет, что ему, увидевшему столько диковинно-прекрасного в мире, странно, что вот войны не прекращаются, вы все с кем-то чего-то выясняете. «Когда я закончил картину, то понял», - говорил он на сцене, - «что на первой странице Библии есть ошибка… где «на пятый день Бог создал человека, чтобы всем этим управлять». Управлять. Человеку. И никакие мы не важные, продолжал он, мы позволили себе быть важными, изобретая танки, бомбы, «новичок», но это только мы делаем. Один вид в природе.

Общение Косаковского со зрителями – особая песня. Сам говорит много и охотно отвечает на вопросы, рассказывает что-то невероятное из производственной кухни, иногда будто удивляясь сам, что получилось, ведь получилось же. После показа он был на сцене чуть больше часа. Живой классик, чего уж там, человек мира, человек Возрождения, первый миллион на картину искавший три года. Но ни одна страховая компания не позволила бы мне «сесть на айсберг», рассказывает он о «кухне», и те в зале, кто никогда его раньше не видел-не слышал, смеются и аплодируют. Конструкцию из пластика, стекла и резины, что-то такое он придумал, и его команде удалось таки загнать камеру под айсберг. Который переворачивается достаточно быстро при исполинских размерах. Вообще в «Акварели» все водные субстанции движутся, ворочаются, плывут, дышат, кряхтят, постоянно разговаривают на неведомом нам языке. Льдины, волны, айсберги, дождевые струи, ураганные «плети», водопадные мириады брызг. Будто весь спектр эмоций, какой допускает воображение. Такое услышать так близко еще не доводилось, с эффектом погружения-вовлечения зрительского без аналогов.

«В 2000-м году я сидел на острове (таком-то), - рассказывает кудесник Косаковский, - монтировал фильм. А за окном Балтийское море, я смотрел туда, и поймал себя на мысли, какие же они неповторяющиеся, волны, всякий раз иные. И это тоже было отправной точкой». А еще Косаковский отправил на экспертизу ледяной обломок айсберга, который жажду утолял, ответили, мол, айсбергу 100 тысяч лет. Так что вода бессмертна, помните, говорит он зрителям. Картина сделана в копродукции Великобритании, Германии, Дании, США. Посвящена Александру Сокурову, чей вклад в киноязык, по мнению Косаковского, больше других.

Президент «Артдокфеста» Виталий Манский вывел на сцену обладателя Гран-при датчанина Симона Леренг Вильмонта («Лай собак вдалеке»), Косаковский легко переключился с рассказа о выживании в океане, поздравил парня, по-домашнему так заметив, что у нас один продюсер, на предыдущем фильме Симона работал тот же продюсер, что сейчас сотрудничает с Косаковским. Отчего фильмы лауреата всевозможных премий и наград, классика современного документального кино, способного снимать по всему миру, от Байкала до Техаса, члена Американской киноакадемии россиянина Косаковского, не востребованы на родине?..

Оксана ГАВРЮШЕНКО