Новости культуры российских регионов
19 октября 2018
Москва

Что в сердце у журналиста?

В Центральном Доме журналистов состоялся III Московский медиафестиваль патриотической направленности электронных СМИ и телевидения «Родина в сердце». В рамках фестиваля прошла образовательная программа, которая включала мастер-классы и лекции от преподава
III Московский медиафестиваль патриотической направленности электронных СМИ и телевидения «Родина в сердце»

В оргкомитет медиафестиваля «Родина в сердце» поступила 221 работа из 39 городов России. На конкурс принимались документальные фильмы, телевизионные программы, радиопрограммы, репортажи, сюжеты, утверждающие идеи нравственности и патриотизма, национальной гордости, воинской славы и преданного служения своему народу и Отечеству. Конкурсные работы оценило жюри, а также зрители, которые могли посмотреть работы и проголосовать на сайте медиафестиваля. В Кинозале «ДомЖур» также прошли показы конкурсных документальных фильмов и состоялись творческие встречи с их создателями. По итогам конкурса будет создана мультимедийная инсталляция «Родина в сердце», представляющая работы победителей конкурса.

Как отметил Игорь Юрьевича Степанов, директор Гильдии кинорежиссёров России, генеральный продюсер медиафестиваля «Родина в сердце», идея медиафестиваля возникла из воздуха: «Я обратил внимание на то, что мало кто из жителей нашей страны может сформулировать, что значит любить Родину. Когда-то, еще в советское время, жил педагог Василий Сухомлинский, который в своих трудах по педагогике сформулировал понятие о любви к Родине. Я вспомнил о его трудах, перечитал его книгу "Сердце отдаю детям" и сформулировал для себя название нашего медиафестиваля "Родина в сердце"».

В рамках фестиваля прошла образовательная программа с участием настоящих акул пера, профессиональных журналистов, преподавателей московских вузов. Присутствующие, в большинстве своём студенты факультетов журналистики столичных вузов, а также школьники-старшеклассники попробовали придумать свои патриотические проекты, порассуждать о том, что же такое настоящий патриотизм, должен ли журналист быть патриотичным и где искать правду.

Если журналист старается на благо своей Родины, он должен писать правдиво, тогда он будет настоящим патриотом, тогда можно будет сказать, что Родина у него в сердце. Однако в современной журналистике часто бывает так, что журналист под давлением руководства или в погоне за материальной выгодой утаивает или подаёт информацию, грубо отделяя её от действительности.

По мнению Игоря Юрьевича Степанова, одна из главных проблем состоит в том, что профессия журналиста вовсе становится ненужной. Журналистам негде печатать свои труды – всё вытеснила реклама и блогеры. Более того, такое количество журналистов, которых выпускают сегодня институты, не нужно. И никак эту проблему не решить. На вопрос, всегда ли нужно быть честным, Игорь Юрьевич ответил очень убедительно: «Журналист всегда должен быть честным! Тогда читатель будет его читать и выискивать статью с его фамилией».

Елена Юрьевна Коломийцева, заведующая кафедрой журналистики МГИК, доктор филологических наук, профессор, также отметила борьбу журналистики с блогерством и рекламой: «Не главная, а одна из важных проблем: обилие необъективной информации от всяких заинтересованных в продвижении себя структур и организаций. Они хотят использовать журналистов просто как канал трансляции, не давая им разобраться в ситуации. То есть, обслуживающий персонал сделать из журналистики, хотя она должна быть "четвёртой властью"».

«"Родина в сердце" – название очень символичное, потому что все технологии, связанные с информационной войной, действительно связаны с тем, что у нас находится в сердце. А работать нам с вами предстоит этим самым сердцем своей головой», – начал свой мастер-класс Михаил Германович Сидоренко, старший преподаватель кафедры журналистики и медиаобразования ИЖКМ МПГУ. В беседе со мной Михаил Германович выделил другую важную проблему современной журналистики – низкое качество при работе с идеологизированным материалом: «Мы задаём идеологическую, ценностную, моральную компоненту очень грубо, очень жёстко, очень некачественно. Это касается и центральных, и оппозиционных каналов. Все это делают отвратительно, что очень развращает аудиторию и задаёт негативный градус». Однако Михаил Германович отметил, что мы можем надеяться на улучшение ситуации в будущем: «Профицит информации всё равно должен привести к тому, что должны появиться люди в формате таких "медиапроповедников", которые будут определять ценностную моральную компоненту в этом информационном пространстве. Появился запрос, потому что мы все дезориентированы во всех этих мнениях и событиях».

В настоящее время создается много кино- и телепроизведений на различные темы. И тема Родины среди них как никогда актуальна. Важно понимать, что патриотически воспитывать нужно не только зрителей, но и самих режиссёров и журналистов. Такие фестивали дают возможность создателям кино- и телепроизведений выслушать мнения зрителей и вместе с ними разобраться, по правильному ли пути духовно-нравственного становления человека они идут.

 
Александр Фитисов
студент кафедры журналистики МГИК