Новости культуры российских регионов
14 сентября 2018
Москва

Не просто хороший театр

Театр Наций открывает новый сезон
Фото предоставлено пресс-службой театра

Пресс-конференция, посвященная открытию нового сезона в Театре Наций, поразила масштабом замыслов и разнообразием творческих интересов коллектива.

Кратко перечислив впечатляющие итоги ушедшего театрального года (8 премьер, более 180 мероприятий в Новом Пространстве, гастроли в 15 городах, в том числе и зарубежных, проведение фестивалей и участие в реализации благотворительных проектов и др.), художественный руководитель коллектива Евгений Миронов рассказал о планах нового сезона. Первой его премьерой 11 сентября станет спектакль молодого, но хорошо известного режиссера Дениса Бокурадзе, возглавляющего Театр-студию «Грань» в Новокуйбышевске. Постановщик, блестяще зарекомендовавший себя работами, представленными на самых престижных конкурсах (ярчайший из которых – главный театральный фестиваль страны «Золотая маска»), продолжает важную для себя тему. Нынешний «Театр чудес» по мотивам интермедий Мигеля Сервантеса ставится на Малой сцене в пандан к «Кораблю дураков», выпущенному «Гранью» в 2015 году. В средневековых французских фарсах речь шла о телесной любви, а теперь разговор коснется, естественно, любви духовной, поэтической. В работе заняты новокуйбышевские артисты Юлия Бокурадзе и Сергей Поздняков, с ними в очередь сыграют московские коллеги Елена Горина и Рустам Ахмадеев, соответственно, и эта преемственность призвана укрепить связь Театра Наций с региональными площадками, позволив перенять ценный опыт обеим сторонам.

Малая сцена станет главной площадкой Театра в первой половине сезона: 27 сентября состоится другая премьера – спектакль из цикла «Наше все… Ахматова. Свидетель», в котором автор композиции и исполнитель Дмитрий Сердюк представит поэта глазами людей, в разные годы бывших у Анны Андреевны литературными секретарями, и множественность трактовок создаст объемный образ. В декабре зрители встретятся с еще одной выдающейся женщиной – Эльфридой Елинек, чей роман «Любовницы» ставит Светлана Землякова. Высочайший уровень литературного материала во всех постановках задает тон второй половине театрального года, когда для премьерной публики откроет двери Основная сцена.

Здесь тоже – сплошь крупные фигуры. Мюзикл «Стиляги» должен стать дорогим, праздничным, масштабным действом в режиссуре признанного мастера жанра Алексея Франдетти. Создатели обещают не дублировать известный фильм, а найти свои ключи к успеху: имя музыкального продюсера Константина Меладзе говорит само за себя. На весну запланированы премьеры Евгения Писарева «Тартюф», создаваемого в традиционном соавторстве с художником Зиновием Марголиным, и спектакля по прозе современного писателя Романа Михайлова в постановке Андрея Могучего. В мае работу над чеховским «Дядей Ваней» начнет худрук Парижского театра «Одеон» Стефан Брауншвейг. Приверженность сильной драматургии заметна и в «основных» замыслах Театра Наций.

Для Нового Пространства Театра Наций характерно исследование многообразных форм современного искусства. В этом сезоне оно ведется в том числе и в области детского театра. Интерес к творчеству, адресованному юному зрителю, возник у руководства коллектива еще в прошлом сезоне, в котором был выпущен яркий мюзикл «Синяя синяя птица», а в этом году не только укрепился, но и приобрел более четкие очертания. Говорить с подрастающим поколением предполагается на языке классики: Олег Долин выпускает «Снегурочку» Александра Островского, подчеркивая актуальность идей драматурга – героиня вынуждена существовать в мире, для которого она чужая, так что проблема доброты и терпимости к «инаковости» выходит на первый план, – а Полина Стружкова, принципиально работающая только с материалом для детей, представит «Таинственную историю с привидением» по повести Чарльза Диккенса. Эта постановка – доверительный разговор с ребенком, избегающий внешних эффектов и идущий от сердца к сердцу. Центральной же премьерой площадки должен стать документальный проект «Последний дворец последнего царя», осуществляемый Михаилом Патласовым – триумфатором нынешней «Золотой маски».

В рамках празднования столетия Александра Солженицына состоятся показы лабораторных спектаклей, созданных в Новом Пространстве в 2017 году. В октябре зрители увидят спектакль-променад «Домашние танцы» (Living-room Dancers) швейцарского хореографа Николь Сайлер (работа ведется международной командой кинорежиссеров и танцовщиков, в том числе и российской столицы), а пока вниманию публики – выставка «Аз 444», посвященная памятной дате со дня напечатания Иваном Федоровым русской азбуки. Оригинал ее хранится в Гарвардском университете и не может быть вывезен, но дань уважения грандиозному начинанию отдадут современные отечественные художники, представляющие свои работы наряду с произведениями мастеров предыдущих эпох (среди которых Иван Тербенев, Александр Бенуа, Яков Чернихов и многие другие). На экспозиции выставлены факсимиле букв, составляющих слово «азбука».

Разнообразие и количество проектов, уже осуществленных и только запланированных Театром, действительно поражает. Лучше всего направление, выбранное коллективом, определила его многолетний партнер и друг Ирина Прохорова: недостаточно быть просто хорошим театром – нужно создавать новую среду, формирующую зрителя и критика, отвечающую вызовам времени, объединяющую интересы и идеи. Для мира искусства легкого времени не бывает никогда, поэтому начинать такую работу нужно прямо сейчас. Театр Наций в этом процессе оказывается в авангарде и на достигнутом точно не остановится.

Дарья СЕМЁНОВА