Сразу три спектакля этого театра оказались в числе номинантов на премию «Золотая Маска» – два балета и опера. «Снежную королеву», балет для детей и взрослых, как окрестили его сами создатели, показали первым. Абсолютно оригинальное произведение по знакомой всем с детства сказке Ганса Христиана Андерсена. Специально для этой постановки театр заказал музыку композитору Артему Васильеву. И получился легкий, красивый, зрелищный спектакль с чарующей музыкой, напоминающей временами шедевры Петра Ильича Чайковского. Поставил этот спектакль художественный руководитель балета Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров. Его работа как хореографа – в номинации «Золотой Маски».
Постановка танцев, как и вся сценография буквально завораживают. Неожиданно и зрелищно решена, например, смена времен года: безымянные персонажи на ходу разбрасывают по сцене разноцветные лоскуты - и сразу понятно, наступила осень. Не успели сгрести эти опавшие листья, как на сцену сверху лавиной сыплется снег. Зима. Видеоинсталляции, без которых сегодня не обходится, кажется ни один спектакль, здесь воспринимаются вовсе не как дань времени и моде. Они лишь помогают воображению перемещаться из уютного дома, где вместе с бабушкой жили Кай и Герда, сначала в царство цветов, потом в пещеру к Маленькой разбойнице, а затем и в царство самой Снежной королевы. Необычно ее первое появление. Сначала из-за кулис выпрыгнул тролль, напоминающий одного из героев фильма «Властелин колец». А за ним, предваряемая строем таких же отталкивающего вида рыцарей, появилась и сама Королева. Причем, на колеснице в виде мамонта и в сопровождении кордебалета – снежинок. Торжественное и невероятно красивое зрелище!
Вообще костюмы в этом спектакле очень хороши, у Снежной Королевы с ее свитой особенно. Ограничившись минимумом декораций, создатели балета весьма необычно решили саму смену этих декораций: тихо появляются неброские персонажи и делают необходимые перестановки, при этом не разрушая само действо. Так же органично вписался в балет и введенный во втором действии вокал. Он лишь усилил романтическую сторону спектакля.
Но главное, что удалось создателям балета, так это образными средствами донести до зрителей главный смысл мудрой и многослойной сказки «Снежная королева»: и ставшее вдруг холодным сердце Кая, и царство Снежной королевы, равно как доброта и верность близким и любимым – все это лишь разные свойства человеческой души. Ближе к концу спектакля Герда, танцуя, снимает белые ткани, создающие эффект присутствия в царстве Снежной королевы. Под этими покровами, оказывается, скрывался интерьер теплого бабушкиного дома, из которого, как можно предположить, никуда и не увозила Кая Снежная королева. Просто его сердце вдруг превратилось в кусочек льда, а Герда своей любовью этот лед сумела растопить. Так что и взрослым, и детям самим дано право решать, как все было на самом деле.
Детей в этот вечер в зале было множество, и, судя по реакции, спектакль их увлек. Все-таки балет изначально для них и был задуман. Оценивать как хореографию, так и мастерство исполнителей – удел профессионалов. Но нельзя не упомянуть Мики Нисигути, исполнительницу партии Герды . За эту роль она, вместе с хореографом, также оказалась в числе номинантов премии «за лучшую женскую роль в балете». В числе номинантов и композитор, и дирижер, да и спектакль в целом.
Еще один спектакль Театра из Екатеринбурга – одноактный балет «Наяда и рыбак», точнее, сюита из балета «Наяды» на музыку Пуни. Впервые этот балет был поставлен в середине Х1Х века, до нашего времени из спектакля целиком сохранилась лишь эта сюита, которую возродил на сцене театра в Екатеринбурге хореограф Юрий Бурлака (номинация в категории «работа хореографа»). А к опере «Пассажирка», которая также в числе претендентов на «Золотую маску», в самом театре особенное отношение. Этот драматичный спектакль композитора Мечислава Вайнберга на тему холокоста – международный проект, в создании которого участвовали дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи, Главный дирижер Национального оперного театра в Братиславе и Словацкого филармонического оркестра и американский режиссер Тадеуш Штрассбергер. Главная тема спектакля - непротивление злу и победа человека над обстоятельствами. Опера «Пассажирка» номинирована на премию «Золотая Маска» в категории «лучший спектакль в опере», а также отмечена экспертами за музыкальное воплощение (Оливер фон Дохнаньи), режиссуру (Тадеуш Штрассбергер) и исполнение женской роли (Надежда Бабинцева в партии Лизы).
Эвелина ГУРЕЦКАЯ