Новости культуры российских регионов
16 марта 2018
Москва

«Родина электричества» - Воронеж

Авангардную оперу «Родина электричества» по рассказам Андрея Платонова представил на столичной сцене Воронежский театр оперы и балета

Хотя сама опера была написана композитором Глебом Седельниковым  еще в эпоху застоя, но нигде и никогда так и не была поставлена. «Наша постановка родилась в год столетия революции 1917 года, - рассказал режиссер-постановщик оперы Михаил Бычков. – Дух революционных надежд и ожиданий сопутствовал раннему Платонову. Затем композитор второй половины  ХХ века  как-то переосмыслил этот материал. А дальше мы, люди работающие и живущие в ХХ1 веке добавили свое понимание этих событий».

В основе – два рассказа Платонова- «Родина электричества» и «Лампочка Ильича». Это история о том, как в одной деревне люди, объединившись, построили собственную электростанцию,  и началась у них новая жизнь, наполненная надеждами на светлое будущее.  В «лампочку Ильича» люди поверили как в нового бога. Но кулаки станцию подожгли, она сгорела дотла. Крестьяне полны решимости построить новую электростанцию  - так что  финал оптимистичен.

Оценивать музыкальную часть постановки дело профессионалов. А на рядового зрителя сильнейшее впечатление производит ее сценическое решение и приемы художественного оформления (художники Алексей Бычков, Николай Симонов и Юлия Ветрова). Спектакль оформлен в стиле  супрематизма, словно сам Казимир Малевич вместе с Василием Кандинским  над этим  оформлением поработали: красное колесо с черным квадратом на экране в самом начале. Крестный ход, где вместо хоругвей те же супрематические конструкции, и даже лица людей,  прикрытые масками, словно сошли с полотен того же Малевича. Светящиеся линии-провода на сцене.   Над сценой бегущей строкой плакатные тексты. Главным героем в этой постановке стал хор, который вместе с непростой   для восприятия музыкой  производит сильное впечатление. И вообще опера «Родина электричества» многим показалась скорее неким музыкальным спектаклем новой формы, а не оперой в привычном понимании. Но спектаклем зрелищным и впечатляющим. Так что вовсе не случайно эта опера оказалась в числе номинантов на премию «Золотая маска» сразу в семи номинациях. Бороться за право получить главную театральную премию страны Воронежскому театру оперы и балета предстоит наравне с Большим и Мариинским театрами, с «Геликон-оперой» и «Новой оперой», а также с Пермским и Екатеринбургским театрами оперы и балета. В любом случае, незамеченной эта постановка уже  не осталась.

Эвелина ГУРЕЦКАЯ