Новости культуры российских регионов
21 февраля 2018
Москва

«Юлий Цезарь» в «Модерне»

14 февраля в театре «Модерн» состоялась премьера спектакля Юрия Грымова «Юлий Цезарь»

В постановку по одноименной пьесе Уильяма Шекспира художественный руководитель театра вложился по-максимуму - выступил сразу как режиссёр, сценограф, художник по свету, автор подбора музыки и хореограф. «Я выступаю за авторскую постановку, где театр – это высказывание, и режиссёр соединяет в себе несколько ипостасей. И это не только экономит бюджет театра, но и мне с собой легче договориться» - пояснил Юрий Грымов.

Эту трагедию Шекспира в Москве в последний раз ставили Станиславский и Немирович-Данченко в 1903 году, и она имела небывалый успех. В роли Цезаря тогда блистал Василий Качалов. В спектакле театра «Модерн» эту роль исполнил приглашённый артист Пётр Ступин, известный по совместной работе с Грымовым в сериале «Казус Кукоцкого». Но главный герой современной постановки, по словам режиссёра, всё же не Цезарь, не Брут, и не Кассий, а Народ, который сейчас называется просто «электорат», и часто становится жертвой политических игр. На сцене работает вся труппа театра и приглашённые артисты: Игорь Яцко, Пётр Ступин, Алексей Гиммельрейх, Юрий Анпилогов.

Костюмы для спектакля, а их больше 80, созданы лауреатом «Золотой маски» Ирэной Белоусовой. «В этом спектакле костюмы – важная составляющая часть. Хотелось сделать их немного оперными. Условно относящимися ко времени, но густыми по цвету и декору. Такая избыточная среда, напоминающая классические оперные постановки. И в этой среде разворачивается действие «Юлия Цезаря», с очень острыми и актуальными на сегодняшний день общечеловеческими и общеполитическими задачами. Есть цитаты, отсылы к прекрасным дизайнерам нашего времени, которые для многих будут узнаваемыми и интересными. Костюмы должны создать ощущение не привязанности к определённому времени. Такое решение возможно, потому что оно, как мне кажется,  цельное и читаемое, вызывающее какую-то конкретную реакцию на то, что происходит в спектакле, и на костюмы в том числе» - говорит Ирэна Белоусова.

Обобщённое, условное время и место действия – главный фон всего спектакля. Это подчёркивают и сложные декорации, напоминающие то зал для показа мод, то площадь Сената. Нельзя не заметить свойственные художественной манере Юрия Грымова акценты, отсылающие и к Древнему миру, и к Средневековью, и к современности одновременно.

В целом спектакль получился мощный, заставляющий задуматься. О том, что любая жажда власти и революция – это большая трагедия для огромного количества людей. И главный герой постановки Грымова именно народ.

О том, что это спектакль о всех нас и о том, что пьеса Шекспира сейчас более, чем актуальна, говорит и тот факт, что в зале не было свободных мест, даже на приставных стульях. Зрители расходились в тишине, потрясённые увиденным.