Новости культуры российских регионов
25 января 2018
Москва

«Хэппи-энд»: версия Ханеке

В прокат вышел фильм Михаэля Ханеке «Хэппи-энд»

Михаэль Ханеке продолжает безжалостно препарировать современность, показывая нам, как в зеркале, или большом увеличительном стекле, самих себя, нашу жизнь, привычки, будни и праздники. Зрелище это, подчас смешное, иногда грустное, порой и вовсе отвратительное. Но в любом случае очень поучительное.

            … Во французском городе Кале, у моря живёт большая и благополучная семья. Глава семьи, пожилой Жорж Лоран давно отошёл от дел, несколько лет назад похоронил жену (об этом – в предыдущем фильме Ханеке «Любовь»), и, в принципе, мечтает отправиться вслед за ней. Но все его попытки покинуть этот мир оканчиваются неудачно и ему остаётся лишь занимать позицию наблюдателя, практически не участвуя в делах семьи, просто присутствовать в жизни своих родственников, позволяя им испытывать приятное чувство исполненного долга по отношению к близкому. Дочь Жоржа Анна – глава крупного предприятия, бизнес-вумен, женщина сильная, но не лишенная естественных женских слабостей. Её брат Тома – врач, женатый вторым браком, и имеющий роман на стороне со сладострастной музыкантшей. Сын Анны – великовозрастный инфантил Пьер. Жена Тома – милая и тихая женщина, занятая, в основном, недавно родившимся малышом. Волею судьбы в семье появляется ещё один человек – 12-летняя дочь Тома от первого брака Эва, чья мать после попытки самоубийства попала в больницу, и великодушный отец, разумеется, забрал девочку.

            Все они, на первый, да, возможно, и на второй взгляд, прелестные, безобидные, добрые люди. И у них есть все основания быть счастливыми. Тем не менее, все они, без исключения, как-то очень глубоко несчастны. «Всё вокруг нас: и мир, и мы в нем слепы», – так Михаэль Ханеке характеризует наше время. Получается, что, живя в одном доме, будучи друг другу самими близкими, люди оказываются страшно одинокими и ненужными. Создавая видимость, иллюзию правильной, нормальной жизни, такой, какой надо, «как положено», люди загоняют себя в капкан, в тиски условностей, сами запутываются в этих сетях, но не знают, как выбраться из этой ситуации, и просто терпеливо и безропотно тянут свою лямку до конца, до хэппи-энда. Малышка Эва, пришедшая в семью со стороны, как и её дедушка Жорж, оказывается здесь сторонним наблюдателем, просто бесстрастно фиксируя увиденное на камеру своего айфона. Какое-то подобие взаимопонимание устанавливается у девочки с дедом, и при хорошем раскладе оно может даже перерасти в хорошую дружбу. Но случится ли так на самом деле, знать нам не дано, ибо режиссёр прерывает своё повествование, поставив в финале картины не точку, а многоточие. Безусловно, Жорж и Эва – самые живые люди на фоне остальных человекоподобных манекенов, населяющих это экранное пространство.  

            Михаэль Ханеке снова работает со своими любимыми актёрами. Блистательный Жан-Луи Трентиньян в роли Жоржа Лорана, великолепная Изабель Юппер в роли Анны Лоран. «Сниматься у Ханеке – одно удовольствие», - признаётся актёр. Актрисе близок взгляд режиссёра на мир. «Он безжалостен, несентиментален, но это не холодность, это лишь его видение мира», - говорит она. Матьё Кассовиц замечателен в роли Тома. И невозможно не отметить юную Фантину Ардуин, сыгравшую Эву. Девочка замечательная, талантливая и в дуэтных сценах с Трентиньяном практически не уступает мэтру.

            Поклонники Михаэля Ханеке могут в эти дни не только посмотреть новую картину режиссёра, но и вспомнить старую – в повторный прокат вышла его «Пианистка».

            Александра ИВАНОВА