Триумфатором нынешнего выборгского конкурса стал дебютный фильм режиссёра Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Картина была показана в самом начале фестиваля и сразу же задала очень высокую планку. В итоге профессиональное жюри под председательством кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова отдало фильму две награды, включая Главный приз. Также был отмечен исполнитель роли Витьки Чеснока Евгений Ткачук, получивший специальный приз жюри «за лучшую мужскую роль». И это действительно грандиозная, фантастическая актёрская работа. Впрочем, фильм вообще по-актёрски невероятно удачен, здесь множество ярких и сочных эпизодов в исполнении, как молодых актёров, так и мэтров – Ольги Лапшиной, Андрея Смирнова. Не говоря уже о том, что в дуэте с Ткачуком здесь великолепный Алексей Серебряков. Ещё картина получила в Выборге Приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов «За сценарий» (автор сценария – Алексей Бородачёв) и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России. Ну и разумеется, заслуженные восторги публики и гостей фестиваля.
В мае прошлого года мне довелось побывать в Тверской области на съёмках фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и уже тогда, наблюдая за тем, как серьёзно и вдумчиво работает режиссёр, появилось предчувствие, что это будет отличная картина. «Моя первая и главная цель – создать настоящее КИНО, чтобы зритель получил истинное удовольствие от просмотра, - сказал в самом начале съёмок режиссёр Александр Хант. - Я хочу, чтобы наш фильм будоражил зрителя. У нас отличная история, где есть настоящие характеры, юмор и трагедия,– все в этой истории наполнено живой энергией реальности. Я собрал молодую и талантливую команду, мы все одержимы желанием изменить ситуацию в отечественном кинематографе, мы хотим, чтобы зритель смотрел умное, зрелищное, новое русское кино, за которое не стыдно». Режиссёр может быть спокоен, за этот фильм не только не стыдно, этой картиной можно по-настоящему гордиться.
Второй сильный фильм выборгского конкурса – «Хармс» режиссёра Ивана Болотникова. Он получил специальный приз жюри «За высокий уровень визуально-музыкального решения». Это не биографическая лента в чистом виде, и смотреть её желательно после ознакомления как с творчеством Даниила Хармса, так и с его судьбой. Картина как раз и сделана в стиле хармсовских произведений и повествует в большей степени о том, как умным и неординарным людям выжить в суровых условиях тоталитарного абсурда. В роли Хармса прекрасен польский актёр Войцех Урбаньски.
Вообще, программа в Выборге в этом году была интересна и разнообразна, конкурс не скучен, было о чём поговорить, поспорить, подумать. Ну а всеобщая атмосфера фестиваля, как всегда, была демократична, интеллигентна и дружелюбна. Вечерами кинематографисты могли отдохнуть и обменяться мнениями в фестивальном клубе «25», который располагался в новом ресторане Выборга «Эспиля». Впрочем, новый он относительно, это воссозданный буквально знаменитый выборгский ресторан, который был построен в конце 19-го века и просуществовал до начала 30-х годов 20-го.
Приезжая в Выборг на фестиваль уже в 15-й раз, не перестаю удивляться, насколько живописен этот старинный город. Недаром он так облюбован кинематографистами, здесь снималось множество фильмов. Этой теме была посвящена выставка «Выборг в кино», которая открылась в дни фестиваля.
Традиционный девиз фестиваля «Российское кино – прогноз на завтра». Судя по нынешнему «Окну в Европу» этот прогноз не так уж и плох. Когда появляются такие молодые режиссёры как Александр Хант, и такие фильмы как «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», надежда на неплохое будущее отечественного кино есть определённо.
Александра ИВАНОВА, Выборг - Москва