Новости культуры российских регионов
11 мая 2017
Москва

Балетная история

В прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Большой»

«Большой» - это история про закулисье балета, про те «невидимые миру слёзы», которые ждут всех тех, кто, как бабочка на огонь, летят навстречу этому сияющему, красивому, волшебному миру, полному чарующих мелодий и изумительного волшебства. Впрочем, о балете в мировом кинематографе картин снято уже немало и подобные иллюзии уже давно развеяны как дым. И картина Тодоровского вряд ли раскроет кому-то запретные тайны, ошеломит и потрясет.

         Как говорит сам режиссёр: «Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы, наоборот - это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают жизнь, ради того, чтобы постоять на ней пять минут».

         Героиня «Большого», провинциальная девочка Юля Ольшанская о балете, вообще-то, и не мечтала, да и, в принципе, смутно представляла себе, что это такое. Но судьбе было угодно, чтобы Юлю, болтающуюся по городу с полукриминальными типами и занимающуюся сомнительными делишками, заметил бывший балетный премьер, а ныне алкоголик Владимир Потоцкий (Александр Домогаров). Алкоголь ещё не совсем затуманил ему мозги, он заметил в девчонке талант, спас от детской комнаты милиции, позанимался с ней, а потом отвёз на экзамены в балетное училище при Большом театре, где его ещё помнит знаменитая балерина и педагог Галина Белецкая (Алиса Фрейндлих). На этом, собственно, его миссия и оканчивается, больше в картине мы его не видим, и не можем узнать его реакцию на успех осчастливленной им девочки. А ведь он практически поменял ей судьбу.

         Ну а судьба у Ольшанской складывается вполне неплохо, она действительно талантлива и, можно сказать, рождена для балета. И даже соперничество с однокурсницей Кариной складывается мирно и безболезненно, девочки дружат и не желают друг другу зла. Конечно, у повзрослевшей Карины вырастают шипы и клычки, но совсем не это становится в конечном итоге причиной жизненных неудач Юли.

         «Сколько себя помню, – вспоминает Валерий Тодоровский, – я смотрел на балет немножко снизу вверх, с восхищением и удивлением перед этой красотой. В какой-то момент я подумал: удивительно, что в нашей стране, где балет находится на высочайшем уровне, кино об этом нет. Стал интересоваться и вдруг понял, что и сам балетный мир, конечно, интересен, но страсти, чувства, истории, человеческие судьбы в балете, может быть, еще интереснее. Я думал об этом очень долго, потом встретился со сценаристом Ильей Тилькиным. Мы с ним как-то вдруг заговорили на эту тему, и быстро написался синопсис – на мой взгляд, очень хороший. Дальше появилась Настя Пальчикова, которая уже работала над самим сценарием. Это был очень долгий процесс. С того момента, как я начал заниматься фильмом предметно, прошло пять лет».

         Фильм получился невероятно длинным, и во время просмотра, увы, не покидает ощущение, что мы смотрим не кино, а сериал. Но сериал, урезанный для киноформата. Поэтому, видимо, остались недоговоренными некоторые сюжетные линии. Это очень мешает восприятию и положительному принятию картины.

         Конечно, восхищение вызывает блистательная Алиса Фрейндлих в роли бывшей примы балета Белецкой. Алиса Бруновна призналась, что балет – её давняя страсть, и роль была ей очень интересна. «Валерий Петрович говорил, что в Белецкой нужна дисциплинарно очень жесткая женщина, которая может себе позволить и стукнуть, и ущипнуть, - рассказала актриса. -  Новое поколение педагогов несколько иное, но в моей героине все это есть. Она должна быть железная, когда она учит. И должна иметь достаточно добра и понимания, чтобы испытывать сострадание к ученице. Достоевский по этому поводу говорил: «Что такое душа человеческая? Это постоянная борьба бога с дьяволом». Ну, стало быть, добра со злом. Вот на этом скрещении противоположностей мне и хотелось сделать характер».

«Большой» - вторая совместная работа Валерия Тодоровского и Алисы Фрейндлих после довольно долгого перерыва. В 1994 году она снималась у него в картине «Подмосковные вечера».

         Хороша и Валентина Теличкина в роли директора балетного училища. Вообще, к актерскому составу претензий нет. Балерин Юлю и Карину сыграли настоящие балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева, и уж кому, как не им, досконально знать обо всех подводных камнях мира балета, показанных в картине. Одну из ролей сыграл премьер парижской Гранд-опера Николя Ле Риш, танцевавший также на сценах Большого, Ковент-Гардена, и Нью-Йорк Сити балет. В общем, балетная правда на экране соблюдена полностью. За этим следило множество профессионалов, находящихся во время съёмок на площадке. Это подтверждает и исполнительница главной роли Маргарита Симонова, которая, по её словам, не может смотреть большинство фильмов о балете: «Я всегда замечаю в них фальшь. Где-то солгали, что-то приукрасили. Самый неприятный осадок был после «Черного лебедя» -  бросался в глаза непрофессионализм актрисы, которая просто плохо танцевала. Смотришь и не веришь: ты понимаешь, что так не может быть». В «Большом» занято более 70 профессиональных артистов балета. А одним из немаловажных героев является сам прославленный Большой театр, существующий с 1776 года, и повидавший на своём веку множество разнообразных историй. За счастье хотя бы один раз выйти на эту намоленную сцену многие отдали бы всё, а отлучение от неё сродни катастрофе. Премьера картины, кстати, проходила в Большом театре. До этого подобной чести удостаивался лишь «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна.

Но, повторюсь, «Большой» сложно воспринимать как кинокартину, он смотрится как слишком огромный «пилот» для сериала. Очень качественного, высокопрофессионального (а иначе у Валерия Тодоровского и быть не может), интересного, интригующего, но все-таки именно телевизионного сериала. И если бы создатели фильма пошли бы именно по сериальному пути и выпустили его в многосерийном телеформате, картина от этого бы только выиграла.

Александра ИВАНОВА