Пока гости 30-й юбилейной церемонии вручения кинематографической премии «Ника» рассаживались в зале, на экране демонстрировалась запись программы «Песня-87», как бы напоминая год рождения «Ники» - 1987-й – и настраивая на определенную атмосферу. 30-я «Ника» получилась с одной стороны ностальгичной, а с другой – очень современной, актуальной и отчасти политизированной.
«Ника» была создана в бурю нашей молодости. «Ника» была создана нашей тягой к свободе. И вот прошло 30 лет и с этой сцены три поколения говорят так, как говорили мы 30 лет тому назад. Это значит, что «Ника» жива, «Ника» есть. И мы есть!» - эти слова кинодраматурга Павла Финна, произнесенные им на церемонии (он вручал приз «за лучший сценарий» Юрию Арабову) можно назвать эпиграфом нынешней «Ники». Гордая «девочка» «Ника» в очередной раз доказала свой свободолюбивый нрав.
И снова хроника на экране – конец 80-х, перестройка, страна на пороге больших изменений, обновляется в лучшую сторону наше тв, появляются «Взгляд» и «До и после полуночи», официальная программа «Время» уже спокойно пускает в эфир репортажи с оппозиционных митингов и шествий, Виктор Цой поет о том, что «Мы ждем перемен». Именно тогда, на волне этих прекрасных изменений и родилась «Ника». И симптоматично, что первым трицмфатором «Ники» стал Тенгиз Абуладзе с его пронзительной картиной «Покаяние».
Что произошло с нами и со страной за эти 30 лет, и к каким итогам мы пришли в результате, жестко и емко выразил в своем выступлении режиссер Виталий Манский, получая приз в номинации «лучший документальный фильм» за свою картину о Северной Корее «В лучах солнца». Слово, которым он выразил то, что мы сделали со страной, звучит грубо, но справедливо – «прос…ли». Разумеется, этот спич был вырезан из телетрансляции «Ники» на канале НТВ (а ведь когда-то этот канал создавался как независимое телевидение, вот еще один парадокс нашего времени). Также, как и не попали туда выступления Алексея Красовского и Елены Кореневой. Пламенные, справедливые, горькие. Об Олеге Сенцове и о тех, кто находится в заключении после митинга 26 марта. Тем не менее, их уже растиражировали в интернете, и у всех есть возможность их увидеть и задуматься. К счастью, хотя бы речь Александра Сокурова показали полностью.
После церемонии стали раздаваться возмущенные реплики: стоит ли кинопремию превращать в политическую трибуну? Вручайте себе призы, говорите о кино и не лезьте в политику. Так, в частности, считает и президент «Ники» Андрей Кончаловский, который, кстати, не счел своим долгом снять свой фильм с голосования (этически это было бы правильно все же) и в итоге получил главный приз в номинации «лучший фильм», а заодно и приз за режиссуру и за «лучшую женскую роль» (Юлия Высоцкая). «Золотого орла» Андрею Сергеевичу оказалось мало.
Что же касается «Ники» и политики: да, конечно, было бы идеально, если бы на церемонии хотелось говорить только о кино. Но настоящие, большие художники, люди неравнодушные не могут молчать в критических ситуациях, тем более в условиях абсолютного молчания официальных СМИ. Об этом, кстати, сказал на «Нике» Эдуард Сагалаев, человек, стоявший у истоков перестроечного телевидения: «Я пришёл в программу «Время», которая была тогда Всесоюзной доской почета. И мы стали её перестраивать. Мы стали на свой риск показывать забастовки, оппозиционные митинги, которые проходили на улицах и площадях страны. Я тогда и представить не мог, что я доживу до того «прекрасного» времени, когда наше замечательное телевидение не будет ни рисковать, ни показывать». Сейчас же происходит обратное. К Алексею Красовскому подошел режиссер телетрансляции «Ники» и прямо сказал, что его выступление будет вырезано. Да, Алексей получил «Нику» в номинации «Открытие года» за свой фильм «Коллектор», снятый без господдержки.
В целом результаты «Ники» оказались довольно предсказуемыми. И, конечно, раз в номинации присутствовал «Рай» Кончаловского, то он вполне заслужил награду за «лучший фильм». И все же обидно, например, за «Ученика» Кирилла Серебренникова, который этот приз заслужил не меньше, а может дальше и больше. «Ученик» получил «Нику» лишь в одной категории «лучшая женская роль второго плана». Великолепная Юлия Ауг разделила этот приз с другой прекрасной актрисой Еленой Кореневой (фильм «Ее звали Муму»). И тут уж кажется странным, раз награду в одной номинации дали сразу двум актрисам, то почему «за бортом» осталась третья номинантка Светлана Брагарник, которая в «Ученике» сырала превосходно?
Впрочем, повторюсь еще раз – профессиональные итоги нынешней «Ники» полностью затмила ее острая направленность. И, наверное, в истории «Ника»-2017 останется самой политизированной церемонией.
Александра ИВАНОВА
Материал также опубликован в «Учительской газете» - www.ug.ru