Новая программа камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода», совместно с приглашенным артистом, сыгравшим не только на альте, но и на старинной виоле де амур, превзошла все ожидания. Когда в городе регулярно (в том числе и с оркестром) играет один из лучших российских альтистов Даниил Гришин, довольно трудно представить, что эта высокая планка может быть еще поднята. Но чудо произошло и виновник этого, сыгравший большой концерт с оркестром в Усадьбе Рукавишниковых 26 февраля — Сергей Полтавский, воспитанник Московской консерватории, лауреат конкурса Ю. Башмета (также, как в свое время и Гришин), музыкант, усилиями которого в столице развивается новый неординарный проект — фестиваль «Viola is my life».
То, что Сергей настоящий фанат своего инструмента (и его разновидностей), показала нынешняя программа. Музыкант представил впечатляющую картину альтовой музыки, за вечер исполнив семь (!) опусов в жанрах сонаты и концерта — от старинных итальянцев до наших современников. Так, в программе прозвучал один из шести концертов для виолы де амур Вивальди — пожалуй, услышать такое в Нижнем удалось впервые (хотя с этим инструментом артист уже выступал в городе, правда в рамках ансамбля на фестивале «Другая музыка. Бах».) И оказалось, что диковинная виола вполне сольный инструмент, который в руках настоящего мастера пленяет и виртуозностью, и особым благородным тембром, абсолютно не тушуется в ансамбле с современными струнными собратьями (возможно дело в том, что из четырнадцати струн семь выполняют роль резонансных) и, более того, уверенно составляет настоящую конкуренцию «первым скрипкам». В этом же ракурсе прозвучала и знаменитая «Folia» Джеминиани, в которой с виолой на равных дискутировала виолончель Натальи Тельминовой.
Какое бы сочинение не исполнял артист Полтавский, чувствуется его полное растворение в играемой музыке, удивительная стилистическая точность, тонкая настроенность на музыку абсолютно разных авторов (такой универсализм в принципе редок для сегодняшнего исполнительства — пожалуй, в памяти встает только одна сходная фигура — пианиста Алексея Любимова). И, безусловно, совершенно фантастическое владение инструментом — с филигранной точностью воспроизводились пассажи, мастерски была озвучена высокая для альта третья октава, выразительной нюансировкой отличалась динамика. В завершающей первое отделение Grand-сонате Паганини он продемонстрировал это настолько отчетливо, что в какой-то момент подумалось — не этим ли удивлял и повергал в изумление публику и сам создатель сонаты?
Второе отделение, посвященное только альту и только современной музыке, на удивление составило достойную конкуренцию первому. Сочинения были подобраны с большим вкусом и взаимно дополняли друг друга (что на концертах современной музыки скорее исключение, поскольку время больших стилей кануло в лету). Начальный Пярт («Fratres», нижегородская премьера) аукался в музыке «Concertino giocoso» Пелециса, а сочинение татарского композитора, ныне живущего в Канаде, Айрата Ишмуратова (Концерт для альта №2, в барочном стиле, на этот раз российская премьера!) протягивало нить к первому отделению программы. Это необычное по стилевому сплаву сочинение Сергей, как было заметно, играл с большим удовольствием, бисировав в конце вечера его финал. Все три части концерта, созданного буквально два года назад, опираются на типичные барочные ритмы и интонации, воскрешая в памяти манеру старшего Баха, но (что необычно и свежо) как бы преломляются в романтическом ключе — такова совершенно изумительная музыка его первой части. Хочется верить, что опусу Ишмуратова уготована счастливая судьба — по крайней мере, на концерте чувствовался особо теплый прием этой композиции.
Отрадно, что оркестр проявил себя самым лучшим образом, максимально усилив впечатление от солиста. Стройные ансамбли, тонкое взаимодействие партнеров, удивительно естественное течение такой разной музыки подарили слушателям незабываемый вечер, повторить который, конечно, невозможно, но так хотелось бы.
Елена ПРЫТКОВА, Нижний Новгород