Новости культуры российских регионов
1 февраля 2017
Москва

Грядет развод Эмада и Раны

В российский прокат выходит фильм Асгара Фархади «Коммивояжер»

Оскароносный «Развод Надера и Симин» и новая картина Фархади  похожи, как двойняшки. И, кстати, «Коммивояжер» вполне может принести автору второго «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В  копилке «Коммивояжера»  уже есть две Пальмовые ветви Каннского кинофестиваля-2016: за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (актеру Шахабу Хоссейни).

В центре истории снова молодые супруги – просвещенные, интеллигентные тегеранцы, наши современники. Но если Надера и Симин мы застали уже в момент  развода, то главные герои «Коммивояжера» Эмад и Рана в начале фильма еще не вступили в фатальную фазу кризиса. Жизнь их, конечно, не безоблачна, но в целом они производят впечатление нормальной пары. Помимо прочего их связывает общий  интерес – к театру. Муж и жена состоят в труппе полулюбительского коллектива, где люди днем работают на обычных работах, а вечером собираются и играют спектакли. Эмад, например, учительствует. На занятиях он нередко засыпает, так как устает по вечерам в театре. Они с Раной играют супругов Ломан в спектакле по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера».

Жизнь подкинет супругам-актерам встречу с другим коммивояжером. Как и в фильме «Развод Надера и Симин» судьбоносной становится мелкая бытовая ошибка, случайность. Мелкая-то она мелкая, но через нее действуют  высшие силы. Был ли счастливым брак Эмада и Раны, если он так легко дал трещину при первом серьезном испытании? Словно лупу микроскопа Фархади наводит на еле заметные нюансы чувств, фиксирует разрушительный процесс - в какой-то момент он становится необратимым. Эмад  справляется с расследованием неприятного случая, в результате которого Рана получила увечья физические и моральные, но оказывается бессильным перед просьбой жены о помощи. Она нуждалась в его присутствии и доверии, пока он рыскал по окрестностям в поисках обидчика.  К тому времени, как Эмад его нашел и наказал, Рана разочаровалась в муже.

Нет повести печальнее на свете? Есть, конечно. Но эта особенно печальна именно по причине своей универсальности. У фильмов Фархади есть удивительное свойство: они сделаны «здесь и сейчас» - то есть, именно в Иране, конкретно – в Тегеране, в узнаваемых временных, географических и исторических координатах, но они вызывают живой отклик у зрителей на всех континентах. И жизнь современного иранского общества можно по ним изучать, и психологию семейных отношений. Можно искать ответы на неудобные, болезненные вопросы морального выбора в очень простых житейских ситуациях. При этом интонация Фархади лишена назидательности! Дыхание у его фильмов легкое. Так действуют ранние фильмы Отара Иоселиани: герои в них совсем негероические, с теми же достоинствами и пороками, что у тебя – а значит, их нравственные мучения однажды могут стать твоими…  

Кино это камерное, и главная нагрузка ложится на актеров, на их способность существовать перед камерой просто и достоверно, без зажима или, наоборот, без  укрупнения жеста. В «Коммивояжере» эта способность, например, Шахаба Хоссейни и Таране Алидости (исполнители главных ролей) подчеркнута сравнением с существованием их героев на театральной сцене – когда Эмад и Рана играют в спектакле «Смерть коммивояжера», они более скованны, они «подают» реплики в зал. То есть, перед актерами стояла задача сыграть актеров – на сцене и в жизни, и они с нею справились отлично. Конечно, не только прихотливая красота иранских лиц неотрывно держит внимание зрителя. Шахаб Хоссейни и Таране Алидости  прекрасно «ведут» напряженную историю, общаются, как люди, давно живущие вместе – порой без слов, только взглядами. Несмотря на то, что беда приключилась с Раной, главный пострадавший в этой истории – Эмад. И Хоссейни отлично сыграл драму мужчины, решившего самоутвердиться и по пути потерявшего ту, ради которой все затеял.

Дарья БОРИСОВА