По итогам первого уик-энда картина возглавила бокс-офис кинопроката России и стран СНГ. За первые четыре дня фильм заработал 407,2 миллиона рублей и вошел в ТОП-5 лучших первых уик-эндов российского кино. Общее количество первых зрителей, посмотревших «Притяжение», превысило 1,4 миллиона человек. Бюджет фильма составляет 380 миллионов
рублей.
Конечно, столь внушительные и радостные для продюсеров картины цифры во многом результат оглушительной рекламной кампании. Не узнать о том, что выходит фильм «Притяжение» было практически невозможно, информация не появлялась разве только что из утюга. Но это, к счастью, как раз тот самый случай, когда рекламировалось действительно достойное, абсолютно нестыдное кино, и зрители, купившиеся на рекламу и пришедшие на сеанс, получали не «кота в мешке», а интересное и неглупое зрелище.
«…Как только что стало известно, сбитый над Москвой
неопознанный объект имеет, возможно, внеземное происхождение. Большая часть столичного Чертанова оцеплена, к месту крушения стягиваются
представители силовых структур, решается вопрос об эвакуации местных жителей. По словам нашего источника в Минобороны, сейчас специальная комиссия пытается вступить в контакт с так называемыми «гостями». В эти минуты мы готовим экстренный выпуск новостей, и о развитии событий вы узнаете первыми…», - выпуски новостей полны страшной и непонятной информации. Известно одно – на Чертаново упало НЛО, повреждено много домов, есть жертвы. Так начинается «Притяжение». Вернее, начинается оно с событий, происходящих за несколько часов до этого.
Жители Чертаново радостно и весело готовятся к необычному зрелищу – на город будет падать метеоритный дождь. Интеллигентный и немного хипповатый учитель взахлеб рассказывает чертановским старшеклассникам об уникальности этого явления, а также о том, что человечество уже очень давно мечтает установить контакт с инопланетным разумом, и о том, как бы это было прекрасно. Впрочем, школьников мало волнуют мечты наивного идеалиста, прошли те времена, когда люди по-настоящему интересовались инопланетянами. Ребятам просто хочется весело провести время, потусоваться. Хочет этого и главная героиня картины Юля (Ирина Старшенбаум), тем более, что пойдет она туда вместе со своим молодым человеком, брутальным Артемом (Александр Петров). Собственно, они-то потом и станут главными двигателями этой истории.
А история-то, собственно, о нас с вами и о нашей невеселой современности. Ибо хотел ли этого Федор Бондарчук, или нет, но у него получился скорей не фантастический фильм-катастрофа, а социальная драма с элементами фантастики.
«Притяжение» ясно и без прикрас показало, что мы, земляне, жители 21-го столетия, и вроде бы с развитой цивилизацией, абсолютно, то есть, просто катастрофически не готовы к контакту с представителями других планет. Мы не можем разобраться со своими проблемами и решить их мирным путем, нас душат злоба и агрессия, мы разучились думать, сострадать, проявлять милосердие и здравый смысл. Немалая доля вины за все это лежит на так называемом «зомби-ящике», то бишь, телевизоре. Ведь современное телевидение – это, по сути дела, какой-то яростный клубок немотивированной агрессии, которая льется на бедных зрителей со всех центральных каналов. Недаром девочка Юля, героиня «Притяжения», говорит своему новому другу-инопланетянину, что если он немного посмотрит телевизор, то будет так зомбирован, что сам же пойдет «мочить» своих собратьев. Впрочем, Юля тоже изначально настроена к непрошеным гостям агрессивно, и у нее есть на это веская причина. Но общение с интеллигентным, добрым и искренним инопланетяниным заставляет ее пересмотреть свои взгляды и стать ему верной помощницей. Ну, конечно, дело не обошлось и без любви, да и невозможно юной барышне не влюбиться в такого утонченного красавца (в этой роли – Риналь Мухаметов). Некоторые кинокритики, настроенные по отношению к фильму крайне недоброжелательно, стали задаваться вопросом: как же так, совсем недавно девушка страстно целовалась с Артемом, и вдруг влюбилась в другого. Ну, во-первых, дело, как говорится, житейское, а «сердце красавицы склонно к измене». А во-вторых, и это мне видится основной причиной, Юля не любила своего парня, это было очевидно. Внимательному зрителю это абсолютно понятно.
Впрочем, это фильм совсем не о любви. Хотя девочкам-тинейджерам может показаться и по-другому, что тоже совсем неплохо, так как, наблюдая за мимолетными любовными перепитиями, может быть они смогут усвоить и некоторые другие важные месседжи, заложенные в картине.
Инопланетный гость демонстрирует известную толстовскую истину о «непротивлении злу насилием», смиренно сносит побои от озверевших гопников (возглавляет всю эту команду, бывший парень Юли Артем, ослепленный ревностью), хотя, как выясняется позже, он обладает такой неземной силой, что может раскидать их одной левой. И эту силу он показывает лишь тогда, когда опасность начинает грозить Юле, так как Артем, ничтоже сумняшеся, спокойно поднимает руку на бывшую возлюбленную. Впрочем, в стране, где собираются узаконить домашнее насилие, это вполне естественно.
В общем, как ни странно, в картине Федора Бондарчука можно найти множество скрытых, да и явных, смыслов, и она реально заставляет задуматься. Пожалуй, это первый фильм Бондарчука, о котором можно говорить серьезно, и первая его большая удача.
Кстати, на волне успеха режиссер уже заявил, что: «До созвездия Близнецов всего 270 световых лет и разлука не может быть долгой. Чертаново снова станет центром притяжения. Мы уже пишем вторую часть!»
Александра ИВАНОВА